Этнокультурное образование младших школьников


Этнокультурное образование младших школьников

В статье раскрыта сущность этнокультурного воспитания младших школьников, рассмотрены цели и ключевые особенности этнокультурного образования.

Статья на тему Этнокультурное образование младших школьников. Наумова И.В. учитель начальных классов 1 категория МБОУ г.Иркутска  СОШ28

Аннотация.

В статье раскрыта сущность этнокультурного воспитания младших школьников, рассмотрены цели и ключевые особенности этнокультурного образования. Также в статье отражена главная миссия этнокультурного воспитания — возрождение гуманистических принципов межкультурного общения, диалога культур и наций. Понятие этнокультура сложилось на рубеже XX-XXI вв. и стало широко применяться как речевое сокращение понятия «этническая культура», не имея при этом четкого определения. Поэтому данный термин встречается в основном в современных исследованиях.
Цель  работы: рассмотреть этнокультурное образование как основу формирования ценностных ориентаций у учащихся на основе этнокультурных представлений, способствующих самоидентификации и толерантности к другим культурам.

         Актуальность исследования вызвана активным изменением общественно-политической ситуации в стране, возрождением этнического самосознания народов России. Разнообразие этнокультурного облика российского социума, сложные процессы самоидентификации народов оказали влияние и на систему образования.

Этнокультура представляет собой многофункциональную систему. В ходе нашего исследования были выделены ряд факторов и структурных элементов, участвующих в образовании этнокультуры как системы:

 -язык

-территория

-национальное самосознание

-этническая идентичность

-этническая психология

-устойчивая межпоколенная преемственность

-традиции, обычаи, нормы, система ценностестей

Таким образом, можно сказать, что этнокультурное образование  — это образование, в котором цели, задачи, содержание, методики и технологии воспитания и обучения ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства, способного к самоопределению в условиях современной мировой цивилизации.

Этническая педагогика уходит своими корнями в далекое прошлое, сохраняет в себе опыт многих поколений, но она обращена и в будущее, так как использует этнокультурный опыт для организации жизни современных поколений, воспитывая их на лучших традициях своего народа. Нет таких вопросов воспитания, которые не были бы отражены в этнокультуре. К.Д.Ушинский показал, что в различных жанрах народного творчества, особенно в сказках, имеются оригинальные педагогические идеи: «Это первые и блестящие попытки… народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». (Ушинский К.Д. Собр. соч. М.-Л„ 1949, Т.6,с.300). 

Младший школьный возраст – период интенсивной социализации, усвоения различных нравственных норм. Поэтому именно в этом возрасте правомерно уделять значительное внимание духовно-нравственному развитию и воспитанию личности, формированию вектора культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с благотворными устоями духовности и нравственности родного отечества, корнями уходящими в далекое прошлое.

Важность решения проблемы этнокультурного образования школьников отмечается в Федеральном государственном стандарте начального общего образования: «Стандарт направлен на обеспечение: … сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, …овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России …» [7, с. 5]. Так, во 2-м разделе относительно личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования представлены следующие требования:

1) «…формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов…»

Основные направления деятельности обучающихся – познавательная, исследовательская, эмоционально-ценностная, игровая, практическая. Условием успешной реализации этнокультурного содержания является разнообразие методов и приемов, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников: моделирование, наблюдения, дидактические игры, инсценировки, сочинение загадок и сказок, викторины, использование приемов создания проблемных ситуаций, ситуаций осмысления поведения и отношения между людьми разных национальностей и вероисповеданий, разбор конкретных жизненных ситуаций, изготовление поделок и игрушек, конкурсы чтецов стихотворений поэтов России, конкурсы рисунков, творческие проекты, презентации, изготовление тематических альбомов, стендов и выставок, исследовательские задания.

Этнокультурный компонент стал важным фактором в учебно-воспитательном процессе. Данный процесс я  строю с учетом следующих принципов:

 

Принцип патриотизма. Обучение и воспитание должны:  соответствовать истории, характеру, традиции народа; осуществляться на принципах уважения, любви и преданности своему Отечеству, веры в будущее России.

Принцип историзма. Гуманитарные предметы строятся на исторической основе. Изучение других предметов должно сопровождаться сведениями об истории развития соответствующих наук.

Принцип воспитывающего обучения. Школьные дисциплины рассматриваются ни как цель, а как средство воспитания личности учащихся.

Одной из задач, поставленной передо мной является  воспитание высоконравственной, духовно богатой и физически здоровой личности. Осуществление реализации данной задачи происходит через:

Совершенствование педагогического процесса, которое предполагает:

интеграцию обучения и воспитания;

раннее изучение мордовского языка (со 2 класса);

активизация мотивации учащихся на учебную и внеучебную деятельность;

создание системы воспитательной работы на основе возрождения народных традиций, обычаев, обрядов, элементов народной педагогики.

Повышение компетентности и профессионализма педагогов, предполагающее овладение новыми педагогическими технологиями, методикой диагностики, расширение эрудиции, способности выходить за рамки собственного предмета, конструктивно взаимодействовать с коллегами.

Создание условий для самовыражения и самоопределения учащихся строятся  на:

основе диагностики склонностей и способностей, интересов учеников;

развитии самоуправления учащихся;

расширении сети кружков по интересам.

С учащимися в плане развития класса с этнокультурным (русским) компонентом работают не только я, но и педагоги дополнительного образования. Совместно мы проводим календарно – обрядовые праздники, а именно:

Фольклорный праздник «На завалинке».

Покров – октябрь.

Кузьминки – ноябрь.

Наум Грамотник

Рождественские посиделки – январь.

Молодецкие забавы – декабрь.

Масленица – март.

Пасха – апрель.

Праздник «Русские березки».

Троица

Ярмарки.

Выставки рисунков на тему «Народные промыслы».

Необходимостью становится обращение в отечественном образовании к этнокультурным традициям в организации учебно-воспитательного процесса школьников. Использование этнокультурных возможностей в педагогическом процессе способствует развитию личности на духовно-нравственной основе человеческих ценностей с учетом этнических традиций и идеалов. Этническая культура школьника в основе духовно-нравственного образования невозможна без определения себя как части своего народа, своей культуры.

Под этнокультурными традициями понимаются исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, отражающие совокупность ценностей морали и культуры определенного этноса. Традиции этнокультуры, сосредоточивая в себе нравственные категории, выступая как коллективная память, создают особую психологическую среду, в которой представители этноса подвергаются естественному воспитательному воздействию. Участие в традициях предполагает присвоение ценностей, вследствие чего работает механизм генетической памяти, определяющий национальный характер, этнические стереотипы и этническую идентичность. Последнее понимаем как психологическую категорию, относящуюся к осознанию своей принадлежности. Образование этнически культурной личности, на мой взгляд, не может быть не ориентировано на воспитание и обучение учащегося как носителя традиций и обычаев духовной культуры народа. Что я ожидаю от данной работы

Ведение этнокультурного компонента позволит:

полно представить богатства национальной культуры, уклад жизни народа, его историю, язык и литературу, социальные нормы поведения, духовные цели и ценности;

углубленно изучать русский язык через его историю, связь с литературой, культурой;

последовательно приобщать школьников к родной литературе, помогая им понять самих себя, свой психологический склад, свою сущность;

воспитать образованного, творческого человека, готового к осмысленной деятельности в условиях современной цивилизации;

интегрировать традиционные учебные предметы;

развивать экскурсионную и исследовательскую работу младших школьников

отнести к определенной этнической общности, ее оценку и значимость членства в ней.

 

Огромную роль в этнокультурном образовании играет наш музей, в котором собран большой богатый материал этнографического характера, экспонаты, имеющие историческую ценность, а также материалы о знаменитых земляках, участниках Великой Отечественной войны… Музей отражает историю родной школы, историю города, связь времен, смену поколений, воспоминания о людях села, традиции. Музей помогает в организации и проведении классных часов, «уроков мужества» и других мероприятий.

 Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что этнокультурное образование младшего школьника – это залог успеха в формировании развитой личности современного и будущего общества нашего государства. Знание народной культуры, следование традициям, забота об их сохранении и развитии, участие в создании новых традиций позволяет формировать в детях лучшие нравственные качества: деликатность, внимательность, заботливость, добросердечность, искренность, терпимость, уважение к окружающим; предоставляет каждому возможность выбирать правила и нормы, образ жизни. А потенциал этнокультурного наследия неисчерпаем, надо только умело его использовать.

 

 

 

 Литература

  1. Лиходей воспитательной работыс классом: / — М., ТЕИС, 2007.
  2. Настольная книга классного руководителя: Справочно-методическое пособие. — М., Астрель, 2003 .
  3. Рындак: Учебное пособие. / — М., БЕК, 2006.
  • Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. Учебно-методическое пособие. — Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс». 2012.
  • Туранина Н.А. Краеведческая и этнокультурная направленность в обучении русскому языку. Учебно-методическое пособие. — Белгород, 2014.
  • Елена Фролова. О воспитании любви к народному творчеству и родному слову.// Народное образование. №1 2



Источник: «Педсовет / Pedsovet.org»