Формирование умений и навыков исследовательской деятельности обучающихся в контексте реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения


Формирование умений и навыков исследовательской деятельности обучающихся в контексте реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения

Исследовательская деятельность имеет большую образовательную ценность, поскольку формирует у учащихся все виды УУД: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Формирование умений и навыков исследовательской деятельности обучающихся в контексте реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения

 

Государство ставит перед школой задачу – максимально раскрыть способности каждого ученика, а задача учителя — помочь ему стать самостоятельным, творческим и уверенным в себе человеком. Для нас, взрослых,  принципиально важно ответить на вопрос — как подготовить ребенка к жизни, какие качества следует развивать у него.                                                          Представляется необычайно полезным при­вивать школьникам вкус к исследованию, воору­жать их методами научно-исследовательской деятельности. Закон об образовании [2] в РФ устанавливает, что  образовательная организация оказывает содействие учащимся, показавшим высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей, в их научно-исследовательской деятельности.   

ФГОС  нового поколения также придают огромную значимость  исследовательской деятельности и дают «Портрет выпускника школы» [1, c.4], который должен  владеть основами научных методов познания окружающего мира, иметь сформированный   научный тип мышления, накопленные знания научной терминологии, ключевых понятий, методов и приёмов научного познания. Исследовательская деятельность имеет большую образовательную ценность, поскольку формирует у учащихся все виды УУД: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. У школьников формируется социальная компетенция, развивается чувство ответственности, проявляется самостоятельность и способность к самореализации.    Для развития исследовательской деятельности школьников очень популярной стала проектная методика обучения.                                                       

Исследовательские проекты способствуют развитию у школьников УУД личностного типа:

—  активный выбор области знания,

—  избирательное отношение к знаниям,

—  учение в индивидуальном стиле,

—  достижение личной цели,

—  самореализация личностного потенциала.        

Исследовательские проекты  также способствуют развитию у школьников УУД регулятивного типа: учитель обучает детей ставить цель исследования, планировать свое исследование, собирать и систематизировать нужный материал, выстраивать шаги  выполнения проекта, выполнять самооценку результата проекта.

Исследовательские проекты способствуют развитию у школьников УУД познавательного типа: под руководством учителя дети учатся формулировать предположения (гипотезы), составлять список источников информации, извлекать информацию из источников, обобщать собранную информацию, рассуждать с доказательствами (критическое мышление), формулировать самостоятельные выводы.

Исследовательские проекты способствует развитию у школьников УУД коммуникативного типа :

—  коммуникация в деловом взаимодействии,

—  предупреждение и преодоление непонимания,

—  участие в обсуждении проблемы,

—  формулирование своей позиции,

—  публичная презентация результатов проекта.                                                                                                           

Проект учащихся — это исследовательский замысел, направленный на разрешение поставленной проблемы (ответа на вопрос), осуществление процедуры исследования и получение конечного продукта (новых знаний в форме реферата, доклада, презентации, интернет-публикации и т. п.)             

Методы ученического исследования включают:

  • изучение литературы и фиксирование нужной информации,
  • поиск знаний с помощью интернет-технологий;
  • наблюдение за объектами, явлениями и их описание;
  • анализ мелких деталей и подробностей,
  • дедуктивное (от общего к частному) и индуктивное (от частного к общему) рассуждение;
  • классификация и систематизация объектов и явлений,
  • моделирование (абстрактное отображение явления или процесса);
  • опросы, интервью и анкетирование;
  • краеведческий поиск;
  • преобразующий эксперимент и мониторинг результатов;
  • обобщение полученных результатов, оформление материалов исследования, а также их публичная презентация и публикация (в том числе в сети Интернет).

Таким образом, складывается  алгоритм работы над проектом: дети вместе с учителем определяют актуальность, цель и задачи исследования и прогнозируют ожидаемый результат проекта; далее выдвигается гипотеза (предположение) исследования. Затем  дети  под наблюдением учителя подбирают литературу и делают краткий обзор информации по проблеме; учитель определяет методы исследования, контролирует ход исследования и в конце работы над проектом учащиеся обрабатывают и оформляют полученные результаты  в виде таблиц, графиков, фотографий, видео, делают выводы на основе полученных данных по выдвинутой гипотезе. Дается список использованных источников информации.

Работа над проектом проводится сначала на родном языке: обсуждается идея проекта, уточняются ключевые понятия, обсуждаются причины и следствия, выстраивается логика изложения, объясняются сложные явления. Далее на иностранном языке извлекается информация из иностранных источников и оформляется итоговая работа на иностранном языке. Защита проекта также проходит на иностранном языке.

Несколько слов о типах исследовательских проектов, над которыми работали учащиеся школы:

  • Предметные проекты — филология и культура англоязычных стран. Тема «Вклад российских учёных в развитие и сохранение мировых языков», «Средства выразительности   языка в сонетах Шекспира».
  • Межпредметные проекты — история, основы православной культуры, литература. Тема «Религиозные верования в Великобритании и России», «Шекспир на все времена» (руководители учитель иностранного языка и других предметов) .
  • Надпредметные проекты – выходят за рамки образовательной программы. Тема «Проблемы молодёжи — молодежные субкультуры как отражение политической жизни в стране» ,»Как решить проблему с бездомными животными на улицах», «Любимое место жителей посёлка Первомайский», экологический проект «Путешествие в 2118 год», участие в проектах издательства «Просвещение»-«Интерактивная карта России», «Георгиевская ленточка»(о Героях Великой Отечественной войны, жителях Первомайского района Тамбовской области).

      Учебно-исследовательская деятельность учащихся является творческим процессом совместной деятельности учащихся и учителя, в ходе которого осуществляется передача между ними культурных ценностей, способствует повышению мотивации учебной работы, предусматривает влияние на выбор дальнейшей профессиональной деятельности, формирует научное мировоззрение.

 

Список литературы.

Интернет-документы

1.Федеральные государственные образовательные стандарты. http://fgos.ru/

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года. (Статья 5.5.2). Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации).        http://zakon-ob-obrazovanii.ru/                                

.

  • В тексте статьи нет ссылок на список литературы.
  • Список литературы оформлен не в соответствии с требованиями, указанными в Информационном письме к конференции.

 

                              

 

 

 

 

 

 

 

 



Источник: «Педсовет / Pedsovet.org»