Формирование смыслового чтения и работа с текстом на уроках биологии в рамках ФГОС


Формирование смыслового чтения и работа с текстом на уроках биологии в рамках ФГОС

В результате применения в своей работе описываемых приёмов и методов у учеников будут заложены основы формирования грамотного читателя, человека, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Условия возникновения и становления педагогического опыта 3-4
  2. Актуальность и перспективность опыта 5-7
  3. Теоретическая база опыта                                8-10
  4. Новизна опыта                              11
  5. Технология опыта 12-20
  6. Эффективность и результативность   21
  7. Библиографический список                                                        22
  8. Приложение к опыту                               23

Условия возникновения и становления педагогического опыта

 

Время не стоит на месте. Обновление качества образования требует  от нас новых подходов в обучении, т.е. новых технологий. Новые социальные запросы, отражённые в ФГОС ООО, определяет цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».На современном этапе развития школы выдвигается задача воспитания грамотного, продуктивно мыслящего человека, адаптированного к новым условиям жизни в информационном сообществе.     Важным показателем компетентной личности является способность к переносу, умение применить навыки, приобретённые в процессе решения одной задачи, к решению другой. При организации УП использую теоретические выкладки, полученные при изучении работ Левитова Н.Д., Бабанского Ю.К., Лебедева О.Е., Татьянченко Д., Хуторского А.В., Зимней И.А. и др. Вот некоторые понятия: Компетенция (применительно к сфере образования) – совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной действительности.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности [5]. Компетентность – интегральная характеристика личности, определяющая её способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, в различных сферах деятельности на основе использования знаний, учебного и жизненного опыта и в соответствии с усвоенной системой ценностей. Таким образом, компетентность, в отличие от навыка, связана с осознанием деятельности, формируется и проявляется исключительно в деятельности. В 90-х годах XX-ого века Международной организацией труда было введено понятие “ключевые компетенции”. Акцентирую внимание на тех ключевых компетенциях, что в большей степени удовлетворяют теме моего опыта:

  • Учебно-познавательные компетенции (проявляются в умении учащихся определить цели и порядок работы, самостоятельно спланировать свою учебную деятельность и учиться, установить связи между отдельными объектами, применить освоенные способы в новых ситуациях, осуществить самоконтроль);
  • Информационные компетенции (отражают способности учащихся самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию, структурировать, преобразовывать, сохранять и передавать ее);
  • Коммуникативные компетенции (это показатели умения сотрудничать, оказывать помощь другим, участвовать в работе группы, обмениваться информацией);
  • Компетенции личностного самосовершенствования (как способность учащихся анализировать свои достижения и ошибки, обнаруживать проблемы и затруднения в сообщениях одноклассников, осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях, критически оценивать и переоценивать результаты своей деятельности, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни).

От меня, как от современного учителя, требуется не только дать детям образование в виде системы знаний-умений-навыков, но я должна всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников.
Целью моей работы стало: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.

Задачи:

— добиться усвоения программного материала в полном объеме каждым ребенком;

— повышение качества обучения школьника;

— развивать у учащихся подвижность и способность самостоятельного мышления, учить рассуждать, мыслить

— сохранить здоровье школьников на период обучения в школе.

Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности учащихся и в новых условиях не дают достаточно высокого результата. Поэтому я стала внедрять в свою практику инновационные технологии, которые способствуют формированию у детей ключевых компетенций, способствующих успешности учеников в современном обществе.

В поисках решения проблемы я использую в своей педагогической деятельности личностно-ориентированный подход в обучении, который реализую через внедрение здоровье сберегающего подхода, компетентностно – ориентированного обучения, информационно-коммуникативных, игровых технологий, педагогику сотрудничества, развивающего обучения, критического мышления.

Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому пополнению. Происходящие в настоящее время изменения в общественной жизни требуют развития новых способов, форм и методов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой.

     Уровень опыта направлен на поиск оптимальных  методов и методических приемов обучения и воспитания, которые будут способствовать формированию  всесторонне развитой  личности; развитию умения общаться и сотрудничать; успешному развитию творческих способностей; развитию эмоциональной и волевой сферы; развитию обще ученических умений учащихся.

 

Актуальность и перспективность опыта

 

Выпускник основной школы должен научиться: ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл; находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте); решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста; структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы; переходить от одного представления данных к другому; интерпретировать текст; откликаться на содержание и форму текста; на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации; находить путь восполнения этих пробелов; в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию; использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученной информации

Сегодня все больше говорят и пишут о проблемах чтения.  Педагоги всерьез озабочены этой проблемой. Хотела бы поделиться своим опытом с коллегами по формированию читательской компетентности обучающихся в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов. Как сформировать у детей  способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению текста до чтения, по мере чтения и после прочтения? Федеральные государственные образовательные стандарты начального  общего образования, в основе которого лежит системно – деятельностный подход, предполагает   воспитание  и  развитие качеств личности,  отвечающих требованиям  информационного общества,  личности,  свободно ориентирующейся  в  потоках информации, способной конструктивно общаться, сотрудничать, эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедеятельности. Это станет возможным только при условии овладения всеми школьниками читательской компетентности.

Выбор данной темы для осуществления педагогической деятельности не случаен. Акцент на такой вид деятельности школьника и учителя, как работа с текстом, имеет своё объяснение. Во-первых, это выдвижение приоритетных направлений в обучении, закреплённых в государственных нормативно-правовых документах:

  • “Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года” (2008);
  • “Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России” (2009), разработанная в соответствии с Конституцией РФ (1993), Законом РФ “Об образовании”, на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию РФ;

Второй причиной моей деятельности стали неутешительные результаты международных исследований образовательных достижений учащихся ПИЗА, согласно которым российские школьники находятся в “третьем и четвёртом дивизионе”, а также введение итоговой аттестации учащихся за курс основной школы в форме ОГЭ и средней школы, вступительных экзаменов в ВУЗы в форме ЕГЭ. При выполнении заданий, требующих анализа содержания текста, его интерпретации и преобразования его в иные знаковые формы (таблицу, схему, знаковый конспект), даже преуспевающие по предмету ученики допускали ошибки при формулировании вопросов или суждений. Но ещё более парадоксальным стало невнимательное отношение к формулировкам самих заданий, что приводило учеников к выполнению какого-то “своего задания”. Наконец, всё больше удивляет безоговорочное доверие людей средствам массовой информации (как телевизионным, так и печатным), фактическое отсутствие критичности в восприятии информационного потока. А это зачастую, в лучшем случае, приводит к казусам, а в худшем, … Таким образом, уровень сформированности информационной и коммуникативной компетентности школьника в определённой степени влияет на его самоопределение и реализацию интеллектуального потенциала. Для успешной сдачи экзамена в новой форме (или успешной жизненной адаптации) недостаточно хорошо знать предметный теоретический материал. Требуется владение общими универсальными умениями (универсальными учебными действиями), в том числе учебно-информационными и учебно-коммуникативными, наличие развитого критического мышления. А это возможно сформировать и развить при систематической целенаправленной работе с текстом, в том числе на основе применения приёмов технологии развития критического мышления (далее – ТРКМ).

В-третьих, в выборе темы опыта сыграли свою роль не только вынужденные требования действительности, но некоторый имеющийся опыт собственной педагогической деятельности. Считаю, что выбранный мною путь многолетнего педагогического исследования характеризует логика и последовательность в определении тематики:

  • Развитие познавательного интереса к биологии через активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся, в том числе на основе применения приёмов технологии формирования критического мышления (2002);
  • Формирование способности учащихся осуществлять самоорганизацию личности с учётом их возрастных особенностей и на основе приёмов учебной деятельности по биологии (2007);
  • Формирование читательской компетентности учащихся на основе использования системы приёмов работы с текстом (2011).

Важным показателем компетентной личности является способность к переносу, умение применить навыки, приобретённые в процессе решения одной задачи, к решению другой. В.А.Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти… хочется, чтобы дети были творцами в этом мире». «Творчество это высшая и наиболее сложная форма человеческой деятельности, способ его самоутверждения, процесс самореализации человеческой индивидуальности и непременное условие его самосовершенствования». «Творчество—это деятельность, которая дает новые ценные результаты. Они могут быть новыми и ценными только для самого человека или для всего общества. Творческая личность стремится к творческой деятельности и умеет ее осуществлять

 

 

 

Теоретическая база опыта

 

Читательская компетентность – совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно ее использовать в личных и общественных целях. Так определяют читательскую компетентность новые ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения), в настоящее время активно внедряемые в систему российского образования. Данное определение отражает информационно когнитивный подход к чтению. Когда чтение рассматривается как разновидность познавательной деятельности и отсюда — имеет своей целью извлечение из текстов информации, понимание и интерпретацию информации, отвечающей информационной потребности читателя. В такой трактовке понятие «читательская компетентность» сближается с информационной компетентностью. Сравним: информационная компетентность – способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий.

Заметим, что новые ФГОСы относят информационную и читательскую компетентность к метапредметным образовательным результатам, то есть действиям, формируемым в (между/сверх) конкретных учебных дисциплинах. Значит, не только учитель чтения, не только учитель русского языка и литературы организует учебную деятельность с целью развития ребенка в деятельности чтения. Эта задача разных специалистов-предметников.

В своем педагогическом опыте я ориентируюсь на Концепцию модернизации российского образования. Задачи, изложенные в Концепции модернизации образования не могут быть решены при организации процесса обучения, направленного только на формирование ЗУН. Личностные функции, связанные с самостоятельностью, инициативностью, критичностью, креативностью, рефлексивностью могут быть сформированы с помощью личностно-ориентированной системы обучения.

Не ученик приспосабливается, адаптируется к системе обучения, а система обучения построена таким образом, что учитывает свойства, присущие любой личности и предоставляет развить индивидуальность учащегося, создает необходимые условия для его саморазвития, самовыражения, возможность реализовать себя в познании.

Целенаправленная работа по развитию творческого потенциала в учебно-воспитательном процессе начинается с отбора содержания образования.  Учителю важно уметь определять задания, направленные на развитие общих творческих способностей. В.П.Беспалько выделяет уровни усвоения знаний— «способность учащегося выполнять некоторую целенаправленную систему действий по решению определенного класса задач на основе информации, сообщенной ученику в процессе обучения».

1) Уровень «распознания-репродукции» — обучающийся умеет: распознавать учебную информацию, описывать ее, давать готовое определение, применять известные ему приемы деятельности, действовать в соответствии с предложенным образцом.

2) Уровень «умений» — конструктивный уровень— обучающийся умеет: предварительно использовав несколько алгоритмов и проанализировав возможные общие пути решения, распознать в измененной ситуации образец, а затем применить известный способ деятельности.

3) Творческий уровень (знания-навыки) — обучающийся умеет: усваивать новый учебный материал и применять знания на практике на основе самостоятельного поиска, прогнозирования и результатов решений.

     И.Я.Лернер утверждал: «Творчеству можно и должно учить», «чтобы научить человека творить, есть только один путь – научить его творческим процедурам, т.е. тем структурам, которые и составляют сущность творческой деятельности».

Черты творческой деятельности:

1) самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию;

2) видение новой проблемы в знакомой ситуации;

3) видение новой функции объекта;

4) видение альтернативы решения;

Какие приёмы работы с текстом способствуют формированию ключевых компетенций и критического мышления учащихся? Позволю себе уточнить, что текст, в общем понимании (с точки зрения семиотики – науки о знаках), – это любая последовательность знаковых единиц, несущих информацию (это может быть и картина). А с точки зрения лингвистики, под текстом понимается результат речевой деятельности, который характеризуется такими признаками как:

  • Относительно законченное высказывание (есть начало и конец);
  • Наличие заголовка, передающего тему;
  • Смысловая цельность, логическая связанность;
  • Членимость текста, т.е. выделение смысловых частей, абзацев, микротем;
  • Последовательное чередование новой информации и старой информации.

1 Виды текстов и приёмы работы с текстами, используемые на уроках биологии.

1.1. Виды текстов, используемых педагогом в практике обучения школьников биологии..

  1. Текст как основа для формулирования заданий в тестовой форме (по требованиям ГИА и ЕГЭ) с созданием эталонов ответов.
  2. Текст как основа для заполнения или составления схемы, таблицы, конспекта. Таблица, схема, конспект, кластер как результат работы учащихся с тематическим текстом, в том числе как пример работы над формированием понятий (перевод информации из одной знаковой системы в другую).
  3. Текст как основа для выполнения творческого задания, результатом которого является “печатное ученическое издание”, новый текст (например, информацион-ный лист, “книжка-малышка”, электронная презентация, стихотворение).
  4. Таблица, схема, рисунок, опорный конспект как пример сжатого текста – носителя информации по определённой теме, в том числе как пример работы над формированием понятий (перевод информации из одной знаковой системы в другую).
  5. Текст как вариант модуля урока, как пример алгоритмической деятельности ученика или группы учащихся на уроке, как пример “маршрутной карты виртуального путешествия по стране знаний”.
  6. Текст (часть текста) художественного произведения для вычленения химической или биологической информации и оценки её истинности.

Принципы обучения:

  1. Принципы интерактивного обучения:
  • Опора на опыт учащихся (преобразование имеющегося опыта)
  • Активность обучаемых (взаимосвязь трех видов активности: физической, социальной, познавательной)
  • Позиция учителя.

Учитель выступает в трех позициях. В каждой из которых он организует взаимодействие участников с той или иной областью учебной среды.

  • лектор-эксперт (излагает новый материал, демонстрирует слайды, отвечает на вопросы уч-ся)
  • организатор (налаживает взаимодействие участников с социальным и физическим окружением: разбивка на подгруппы, координация выполнения заданий, подготовка мини-презентаций)
  • консультант (выступает в роли помощника сопровождающего собственный поиск учеников)

 

Новизна опыта

 

Тема « Формирование смыслового чтения и работа с текстом на уроках биологии в рамках ФГОС» имеет очень важное значение, так как новые стандарты образования дают возможность учащимся самостоятельно находить знания, уметь их применять. Первый источник с которым они работают- учебник и если они смогут ориентироваться в информации учебника, то в дальнейшем смогут использовать различный дополнительный  материал для информации и развития. В данной теме показано использование развитие читательской компетентности на уроках и технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Новизна проекта заключается:

1.В системном использовании различных форм, методов и приёмов формирования читательской компетентности;

2.В изменении подходов к организации учебно-воспитательного процесса.

 

 

Технология опыта

 

Технология опыта заключается в совершенствовании методики проведения традиционных структурных этапов урока и введение новых технологий обучения, а так же в использовании методов  диалогического общения; проблемно-поискового метода, исследовательского метода, использование проектной деятельности, парных, групповых и индивидуальных форм деятельности

В ФГОС одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом:

работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного;

работа с текстом: преобразование и интерпретация информации;

работа с текстом: оценка информации.

Также основным видом деятельности на уроках является формирование читательской компетентности.

Читательская компетентность – это особая форма личностного образования, отражающая систему ключевых компетенций, приобретенных ребенком в процессе изучения литературного чтения, ориентированная на его успешную социализацию в обществе. Читательская компетентность – способность к творческому чтению, умение вступать в диалог «автор – читатель»,

Развитие читательской компетентности способствует росту сознательного отношения к учению, развитию познавательных процессов, умению ими управлять, сознательно их регулировать. Влиянием на читательский интерес учащегося осуществляется влияние и на успешность обучения и на всю личность школьника в целом.  В своей работе я уделяю много внимания работе с учебником и дополнительной литературой. Порой работа с текстом на уроках курса «биология» сводится к беседе, вопросы которой повторяют содержание учебного материала знакомое ученикам. Это вызывает снижение интереса к изучению предмета, простому заучиванию учебного материала, при котором применить знания, умения в практической деятельности, выполнить задания школьники затрудняются.  В рамках ФГОС учащихся необходимо учить извлекать, интерпретировать, использовать текстовую информацию. Значит, при работе с учебником или дополнительной литературой, необходимо уделять внимание формированию у учащихся следующих читательских умений:

целенаправленно, выборочно читать текст, статьи учебника;

составлять план к прочитанному тексту;

умение выполнять задания, включающие составление схем, таблиц;

логично, последовательно излагать ответ на поставленный вопрос понимать прочитанный текст;

отвечать на вопросы, имеющиеся в конце учебника;

извлекать из учебника и дополнительных источников необходимую информацию и обсуждать полученные сведения;

обмениваться сведениями об объекте, полученными из других источников информации;

находить в тексте описание к иллюстрациям;

сравнивать объекты, изображенные на иллюстрациях учебника, готовить вопросы к ним; соотносить описываемые события, явления природы с иллюстрациями;

самостоятельно выполнять задания в рабочих тетрадях на основе текста учебника и дополнительной литературы;

готовить сообщения на основе используемой литературы (энциклопедий, справочников, других книг, Интернета).

Для формирования читательской компетенции на уроках биологии часто использую задания развивающего характера, в том числе — викторины (например, по теме «Грибы» их ребята могут составить сами, используя материал учебника или дополнительные источники; -кроссворды, -ребусы, — памятки, причём памятки могут быть не только в виде текстового алгоритма, но и в виде рисунков. При работе с учебником ставлю задачи:

1 Познавательная: Формировать умение извлекать информацию иллюстраций, текста.

2 Регулятивная: Формировать умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника. При изучении этой темы  использую кольца Вена, где и решаю данные задачи. На доске учащиеся и в тетради записывают характерные признаки растений и животных, а затем, из статьи учебника выделяют  особенности строения грибов. При изучении данной темы учащиеся сами выделяют признаки сходства грибов с растениями и животными. Изучая строение шляпочных грибов, ребята самостоятельно составляют схему строения шляпочных грибов.

 

Шляпочные грибы

 

 

Плодовое тело                                                           Грибница (мицелий)

Шляпка       ножка                                                                гифы

 

Рассматривая грибокорень, предлагаю детям взять в руки карандаш и подчеркнуть, что отдает грибница корню, а дерево-грибнице. В ходе обсуждения составляем схему.

 

Минеральные вещества

 

Грибница                                                                                 Корень

 

Органические вещества

 

При изучении данной темы можно использовать учебник и при первичном закреплении темы.  Использую при работе с текстом игровые приемы 1.Вопрос-ответ. 2. Шпаргалка. 3. Дотошный ученик. 4.Части текста (по ролям). 5.Коллективный рассказ. 6.Очевидное-невероятное. Большое внимание уделяю на занятиях составлению схем по тексту, т.к. это является переводом информации из одной знаковой системы в другую. Эта работа может выполняться индивидуально, в парах, в группах. (Например, по теме «Экологические факторы», «Среды жизни на Земле» и т.д.).

В среднем звене в процессе обучения я применяю образовательную технологию «Развитие критического мышления через чтение и письмо». В данной технологии упор делается на базовые компетенции образовательной деятельности – чтение и письмо. И в основе лежит самостоятельная работа учащихся с источниками информации. Учащиеся среднего звена еще не совсем способны находить, отбирать и анализировать информацию. Поэтому, применение данной технологии поможет создать у учащихся устойчивую мотивацию на получение новой информации, её систематизации, осмысление и выявление «белых пятен», то есть отсутствие информации по данному вопросу       [1]. Согласно данной технологии  процесс обучения складывается из трех этапов:

1 Стадия вызова. Первый этап работы направлен на актуализацию и обобщение имеющихся знаний по изучаемой теме, формирование личностной заинтересованности каждого ученика в получение новой информации. На данном этапе работы необходимо вызвать интерес к теме и мотивировать школьников к активной учебной деятельности, работу можно проводить в группах.

Например, на данном этапе при изучении темы «Цветок – генеративный орган, его строение и значение» (биология 6 класс) можно предложить нарисовать или срисовать цветок с таблицы или муляжа цветка и подписать его основные части. Затем ответить на вопросы:

Что вы знаете о цветке как об органе растения?

Что бы вы хотели узнать о цветке?

2 Стадия осмысления. Главными задачами второго этапа являются: создание устойчивой мотивации ученика на активное получение новой информации с последующей ее систематизации. В процессе такой работы школьники учатся ставить вопросы, определять собственную позицию, выполнять различные логические операции. Задача учителя на данном этапе заключается в том, что бы с помощью различных методических приёмов помочь ученикам отследить сам процесс познания и понимания. На данном этапе проводится практическая работа в парах с использованием учебника и муляжей цветков. В ходе работы учащиеся должны сравнить свои рисунки с рисунками учебника и выяснить правильное строение цветка и функции его основных частей. Затем сделать пометки в виде минусов там, где были допущены ошибки.

3 Стадия размышления и рефлексии. Организация работы школьников на третьем этапе направлена на целостное осмысление и присвоение информации; выработку собственного отношения к изучаемому материалу; анализ всего процесса изучения материала.

С целью обобщения полученной из текста информации можно начертить схему — паук, в которой будут систематизированы полученные знания.

Систематически использую на уроках приемы технологии критического мышления через чтение, так как они является эффективным средством формирования читательской компетенции и обеспечения на этой основе повышения качества знаний. (Например, «Найди ошибку», составление таблицы «Знаю,  Желаю узнать, Узнал» и др.). Работа с текстом с позиций формирования критического мышления позволяет критически оценить собственные знания по теме и сопоставить их с научными. (Например, приём «Перепутанные логические цепи». Я выбираю несколько событий (либо из хронологической цепи, либо из причинно-следственной цепи) и распределяю их в произвольном порядке (можно записать их на доске, но лучше напечатать на отдельном листе и разместить на доске). Паре или группе предлагается восстановить правильный порядок. Ученики по очереди расставляют события (по одному) на верные места в цепи, приходя к единому мнению. После чего я прошу ребят при изучении материала обратить внимание на правильный порядок событий и проверить истинность или ошибочность собственных предположений. Преимущество работы с книгой: возможности многократной работы учащихся с интересующей их информацией, получение возможности свободно читать и понимать прочитанное, возможности понять, сравнить, запомнить, синтезировать и т.д. развитие памяти, воспроизведение по памяти, формирование навыков самоконтроля, приобретение учебно-научных умений Необходимо отметить, что уровень читательской компетенции школьника в определённой степени влияет на его самоопределение и реализацию интеллектуального потенциала. Для успешной жизненной адаптации (или успешной сдачи ГИА и ЕГЭ) недостаточно хорошо знать предметный теоретический материал. Требуется владение универсальными учебными действиями, в том числе учебно-информационными (умением смыслового чтения), наличие развитого критического мышления. А это возможно сформировать и развить при систематической целенаправленной работе по развитию стратегии смыслового чтения и работы с текстом.

Система приёмов формирования критического мышления учащихся, используемых педагогом.

  1. Формулировка темы урока как средство активизации мыслительной деятельности и актуализации знаний учащегося.
  2. Тест как разновидность условного текста с ошибочными суждениями и требующий не только статистической фиксации ошибочных суждений, но и коррекции содержания (обоснования выбора правильного решения).
  3. Поиск ошибочной информации в печатных изданиях (в том числе и в учебнике), рекламе, бытовых ситуациях.
  4. Работа с текстом с позиций формирования критического мышления (приёмы “Ключевые термины”, “Перепутанные логические цепи”, “Знаю-Узнал”, позволяющие критически оценить собственные знания по теме и сопоставить их с научными; составление вопросов к тексту по его содержанию).
  5. Работа с литературными источниками как носителями биологической и химической информации.

Поясню первый приём. Говорят, что хорошее начало – это половина дела. Такой приём, как собраться с мыслями, возможен, если придерживаться нескольких правил:

  • В работе над понятием спроси себя: “Это предмет или процесс? Что отличает его от других? Какие виды его бывают?”;
  • Прочитав формулировку урока (темы), разбери её по частям (словам, терминам) и вспомни, что об этих частях (словах, терминах) известно.

Биология. 6 класс: “Луковица – видоизменённый побег растения”.

Ход чтения темы – рассуждения:

  • Побег – стебель с листьями и почками.
  • Луковица – побег, значит, у неё есть стебель, листья, почки.
  • Видоизменённый – необычный.
  • Хочу узнать, есть ли в луковице стебель, листья, почки, и почему она изменилась.

Биология. 8 класс: “Живая вода моего организма”.

Ход чтения темы – рассуждения:

  • Живая – участие или в обмене веществ или в размножении.
  • Вода – жидкость, у меня это кровь, межклеточная жидкость.
  • Организм – целое, состоит из частей (клеток, тканей, органов, систем).
  • Живая вода участвует в обмене веществ, связывает части и транспортирует вещества.

Формирование информационной, коммуникативной компетенции школьников при осуществлении внеурочной деятельности.

Одним из приёмов, развивающим читательскую компетентность ученика, является написание заметки “конвейерным способом”. Покажу на примере составления отчёта о поездке школьников в зоопарк. Главной целью поездки стал поиск ответа на вопрос: “знакомые- незнакомцы?”. До поездки была определена группа фотографов и картографистов. После поездки каждый ученик письменно оформил свои впечатления и рассказ о фактах, удививших его. Затем ребята распределились по группам: корреспонденты, “корректоры-грамотеи”, оформители-печатники.

Картографисты составили план размещения вольер и служебных зданий на территории зоопарка. Корреспонденты осуществили подбор информации о каком-либо жильце зообазы на основе анализа письменных рассказов одноклассников и составили девять небольших заметок. Корректоры проверили эти статьи на наличие ошибок. И только потом? печатники набрали текст в компьютерном варианте, распечатали его на бумажном носителе. Это рассказы о лисице, еноте-полоскуне, серой сове, волке, буром медведе.

Прием «Составь задание»

Цель: сформировать умение вдумчиво читать, преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования.

В последнее время большое значение уделяется методу проектов, который способствует развитию творчества учащихся.Это может быть тест, учебная задача по предмету или составление ребуса, кроссворда, головоломок. К отдельным заданиям следует относиться осторожно. В течение урока ученик не обладает достаточным временем, чтобы составить хороший кроссворд, сканворд или остроумную головоломку. Такие задания можно задать на дом. Можно предложить ученикам самостоятельно придумать оригинальное задание. Это уже не просто беглое прочтение учебного текста. Это его осмысление, анализ, связь с предыдущим пройденным материалом. Ученики могут на уроке поменяться заданиями, что позволит им лишний раз повторить учебный материал. Ребята могут сравнить качество выполнения подготовленных учебных заданий.

Прием «толстых» и «тонких» вопросов

Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте, овладение приёмом постановки вопросов к тексту и составления плана.

Этот прием может быть использован на любой из трех стадий урока. Если мы пользуемся этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.

«Тонкие” вопросы

»Толстые” вопросы

Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана.

Что?

Кто?

Когда?

Как звать …?

Было ли …?

Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

Дайте три объяснения, почему…?

Объясните, почему…?

Почему, вы думаете …?

Почему вы считаете …?

В чём различие …?

Что, если …?

Может …?

Будет …?

Мог ли …?

Согласны ли вы …?

Верно ли …?

Предположите, что будет, если …?

Прием «Верные и неверные утверждения»

Цель: понимать информацию, содержащуюся в тексте, сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера, критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации.

Перед началом уроков по какой-либо теме могут быть предложены высказывания:

Затем попросите учащихся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

Приём «Лови ошибку»

Цель: сформировать умение читать вдумчиво, связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, на основе имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации.

Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.
Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.

Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока

Такой материал можно предложить и для анализа, и для творческой переработки текста, и для синтеза собственного мнения.

Приём«Восстанови текст»

Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в тексте информацию.

Каждый учащийся получает предложения, которые надо расположить в правильном порядке. Затем все участники занятия общаются, рассказывая содержание своего отрывка, и восстанавливают логическую последовательность всего текста.

Сопоставление / нахождение сходств и различий – приём работы, основанный на сравнении двух или более объектов. Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в тексте информацию.

Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать смысл текста, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность. Значит, при работе с текстом, преподавателю необходимо уделять внимание формированию у учащихся следующих читательских умений:

1.целенаправленно, выборочно читать текст, статьи учебника;

2.составлять план к прочитанному тексту;

3.умение выполнять задания, включающие составление схем, таблиц;

4.логично, последовательно излагать ответ на поставленный вопрос, понимать прочитанный текст;

5.отвечать на вопросы, имеющиеся в конце учебника;

6.извлекать из учебника и дополнительных источников необходимую информацию и обсуждать полученные сведения;

7.обмениваться сведениями об объекте, полученными из других источников информации;

8.находить в тексте описание к иллюстрациям;

9.сравнивать объекты, изображенные на иллюстрациях учебника, готовить вопросы к ним;

10.соотносить описываемые события, явления природы с иллюстрациями;

11.самостоятельно выполнять задания в рабочих тетрадях на основе текста учебника и дополнительной литературы;

12.готовить сообщения на основе используемой литературы (энциклопедий, справочников, других книг, Интернета).

В основе работы с информацией лежат приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо (далее ТРКМ).

В своей работе часто используем следующие приемы ТРКМ Приемы активного чтения

Прием «Чтение с пометами» Во время чтения текста необходимо попросить читателей делать на полях пометки,

«V» – это я знаю

«+» – это новое для меня

«-» – я думаю иначе

«?» – необходимо разъяснение

«!!» – это меня очень заинтересовало и др.

Прием «Чтение с остановками»

Данный прием содержит все стадии технологии:

1 стадия — вызов. На данной стадии, на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст. 2 стадия — осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?» 3 стадия — рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текс опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы. Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.

Приемы активизации ранее полученных знаний:

Прием «Ассоциация»

Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос: — О чем может пойти речь на уроке? — Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: «—-»? Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые учитель также записывает на листе бумаги или доске

Прием «Ключевые слова»

После объявления темы урока учащимся предлагается составить предложение или мини-рассказ из предлагаемых слов. Они должны использовать свои предыдущие знания по изучаемой теме, сделать свои прогнозы и, в общем, определить цели своей дальнейшей работы.

Прием «Да – нетка», или Универсальная игра для всех

«Да — нетка» учит: — связывать разрозненные факты в единую картину; — систематизировать уже имеющуюся информацию; — слушать и слышать соучеников.

Приемы графической организации учебного материала:

Прием «Составление кластера»

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления – для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили. Кластер –графическая организация/систематизация материала Кластер (гроздь, созвездие, пучок). Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. В центре всегда ключевое понятие. Правила очень простые. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда — это наша тема, вокруг нее планеты — крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся» — располагаются в определенном порядке.

Прием «Перепутанные логические цепочки»

На доске написаны верные и неправильные цитаты, ученики должны прочитать и поставить знак “+” там, где они считают, что высказывание правильное и знак “-” там, где по их мнению оно неверно.

Приемы, требующие творчества учащихся:

Прием «Синквэйн» и «Диаманта»

Написание стихотворений по алгоритму – один из интересных приемов работы на уроке. Это универсальный прием, т.к. его использование возможно не только на уроках литературы, но и на любом другом предмете. Уместнее использовать в конце урока или в качестве домашнего задания для осмысления изученного на уроке. В своем классе использую два алгоритма написания таких стихотворений.

Под читательской компетентностью будем понимать необходимые универсальные учебные действия, позволяющие ребёнку свободно ориентироваться в разнообразии книг, библиографическую грамотность, позитивное отношение к чтению.

 

 

 

 

 

 

Эффективность и результативность опыта

 

Обобщив всё вышесказанное, я предполагаю, что в результате применения в своей работе описываемых приёмов и методов у учеников  будут заложены основы формирования грамотного читателя, человека, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.

На мой взгляд, только творческий подход и нетрадиционные приемы работы способствуют формированию активной читательской позиции современного школьника. Использование системы приёмов по формированию читательской компетентности учащихся позволяют им и мне добиваться определённых позитивных результатов в совместной учебной деятельности.

 

МОНИТОРИНГ

успеваемости и качества обученности по биологии

учащихся 7 «б» класса

за 2014-2015 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОНИТОРИНГ

результативности участия в предметных конкурсах и олимпиадах

 

 

 

Библиографический список

 

1 Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. – СПб : «Альянс «Дельта»,– 284 с.

2 Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. – СПб. : «Альянс «Дельта»,– 192 с.

3 Образовательные технологии. Сборник материалов. – М.: Баласс, 2012

Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя. – М.: Баласс, 2013

4 Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – Москва: Просвещение, 2011год (Стандарты второго поколения).

5 Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по биологии Саратов: «Лицей», 2002 год.

6 «Биология в школе». Ежемесячный научно-методический журнал.

7 А. Фарков. Внеклассная работа по биологии. 5–11 классы, Москва: «Айрис-Пресс», 2007 год.

8 Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. – Москва, 2005год.

Приложение к опыту

 

Приложение №1 – «Верные и неверные утверждения»

Приложение № 2 –« Заполните таблицу, используя текст учебника»

Приложение № 3 – «Перепутанные логические цепочки»

Приложение №4 – «Заполните кольца Венна, используя записи в тетрадях и текст учебника»

Приложение №5 – «Виды чтения»

Приложение №6 – «Используя текст учебника дать сравнение основных процессов метаболизма»

Приложение № 7 – Урок «Химический состав клетки».

Приложение № 8 – Урок «Методы изучения природы».

Приложение № 9 – Урок «Жизнь организмов в морях и океанах».

Приложение № 10 – Презентация «Общая характеристика класса млекопитающих».

Приложение № 11 – Презентация « Живые организмы морей и океанов».



Источник: «Педсовет / Pedsovet.org»