Урок по окружающему миру в 3 классе УМК 2100


Урок по окружающему миру в 3 классе УМК 2100

Урок по окружающему миру в 3 классе УМК 2100

 

 

Урок  по  окружающему  миру  в  3  классе  УМК  2100 

Учитель:  Синякова  Таиса  Ивановна

Образование:  высшее

 

  Данный  урок  позволяет  учителю ,  обращаясь  к  чувственному  восприятию  и  ощущению    внешнего  мира    в  игровой  деятельности  подвести  детей   к осознанию    ответственности  за  живой  мир   природы. Особое  значение   для  развития  личности   ребёнка  в  данной  случае  приобретает  возможность   проживания  школьником  душевного   состояния  героев  что  делает  обучение   более   человечным , одухотворенным.

                              Тема  урока» Охрана  природы»

 Нетрадиционная  форма:  урок  —  суд

Тип  урока: урок- игра

Цепи  урока: 

— сформировать  целостный  взгляд  на  проблемы  сохранности  живой   природы  и  места  человека  в ней

 — продолжить   формирование  логического  мышления, воображения, творческих  способностей  учащихся.

— развивать  экологическое  мышление, речь, умение  делать  выводы

—  воспитывать  экологическую  культуру  младшего  школьника

  Задачи  урока:

Посредством    разнообразных  мыслительных    операций  в  ходе  групповой  формы  работы логично  и  аргументировано  ответить  на  проблемный  вопрос, развивать  умение  детей  работать  с  текстом, формировать  у  детей   представление  о  необходимости  сохранения  окружающей  природы  и  экологическом  равновесии, расширение  кругозора  детей.

  1. Образовательные: дать информацию о  редких  и  исчезнувших  животных  на  планете, подчеркнуть  необходимость  охраны  всей  природы  как  единственное  и  важное  условие  сохранения  всего  живого  на  Земле, подвести  учащихся  к  серьёзной  экологической  проблеме.

2.Развивающие: развитие  познавательной  активности  и  творческих  способностей  учащихся, развитие  умения    работать  сообща  и  дружно  с  одноклассниками, вести  диалог,  таким  образом , развивая  коммуникативные  способности  детей;  развивать  умение  следовать  заданному  алгоритму  действий, совершенствовать  мыслительные  операции, развивать   наблюдательность, умение  критически  оценивать   свою  работу  и  себя —  развивать  в  детях  чувство  уверенности  в  своих  возможностях, помогать  ребёнку  осознать  свою  значимость  в  достижении  общей  цели, дать    информацию  о  редких  и  исчезнувших  животных  на  планете

  1. Воспитательные: воспитание  чувства  ответственности  и  бережного  отношения  к  миру  природы, осознанию  своей  значимости  в  решении  экологических  проблем,  воспитание  аккуратности, усидчивости, прилежания, любознательности  пытливости  в  процессе  учения.

   Оборудование

Карта   Ростовской  области, Красная  книга, фотоальбом  о  редких  животных,  проекты  учащихся, компьютер.

                                                  Ход  урока

Организационный момент

-Ребята, у нас сегодня необычный  урок. Давайте повернемся друг к другу и покажем, с каким настроением мы пришли на урок (улыбнулись)

-Садитесь. А  теперь  сделаем   Гимнастику  для  глаз

( Здоровьесберегающие  технологии)

Следующим  этапом  нашего  урока

  1. Проверка домашнего задания ( фронтальная  беседа)

 

(Защита  проектов)  1.Проект  о  диких  животных

  1. Проект о домашних  животных-

!. Чем  домашние  животные  отличаются  от  диких?

     Ответить  на  проблемный  вопрос: А  какую  пользу  люди  получают  сейчас  от  диких  животных?

Подведение  итогов  проверки  домашнего  задания

И  так  мы  убедились в  том, что  и  домашние  и  дикие  животные  нужны  человеку

3.Сообщение  темы  урока

-Ребята,  а  теперь   попробуйте    самостоятельно  сформулировать  тему  урока:

Дети  высказывают  своё  мнение. Учитель  согласен с  темой,  какую  предложили  дети. Значит  тема  нашего  урока:  Охрана  животных.

Учитель:  На  нашем  уроке  мы  будем  говорить  не  только  о  животных  , но  и  об  экологии, состоянии  природы. Давайте  все  вместе  вспомним, что  такое « экология»? Эйнос    — греческое  слово  , означающее  « жилище», « дом». Логос —  означает  « умение» , « знание». Экология  — это  наука  ,  которая  учит  нас  бережно  относиться  к  окружающему  миру,  к  планете  Земля. Экологи  придумали    прекрасный  праздник  —  день  Земли.  Люди  всех  стран  отмечают  его   каждый  год  —  22  апреля. В  этот  день  люди  вспоминают ,что  они  живут  в  одном   общем  для  всех  доме. И  каждый  думает  о  том, как  он  прожил  этот  год. Сделал  ли  чего- нибудь    плохого? Давайте  и  мы  об  этом  подумаем.

Мобилизирующий  этап

Учитель: Здравствуй, природа! Здравствуйте, леса ,поля , реки ,моря,  поля и горы. Здравствуйте , птицы: соловьи,  совы , голуби! Здравствуйте, звери: тигры , львы,слоны, волки!

  Если  бы  человек  каждый  день  вот  так  здоровался  не  только  с  родными  и  близкими, но и со  всеми  живыми  существами, что  его  окружают,  может  быть до  сих пор  на  Земле  жили  бы  все   те  животные и  растения , которых  мы  больше  уже  никогда   не  увидим – люди  уничтожили  их. Уничтожение  продолжается и  сейчас. Цели  разные: кто-то  хочет  получить  побольше  денег  за  продажу  редкого  животного  или  его  меха. Кто-то хочет  поохотиться  в  своё  удовольствие ,кто-то, не  думая,вырывает  с  корнем  цветы,убивает  палкой  лягушку, бросает  камнем  в  птицу – развлекается. Человек – царь  природы.Но  кто  поставил  человека  над  природой? Сам  человек!

 А  кто  такой  человек  без  природы?

( Обсуждение  в группах  данной  проблемы)

Заключение: Представить  человека  вне  природы  невозможно…без  воздуха, воды, пение  птиц, аромата лугов, шелеста  листьев. Всё  это  щедро  даёт  нам  природа, а  взамен просит  только  бережного, доброго   отношения. К  сожалению, ни  растения, ни  животные  не могут говорить. А  если  бы  могли? Чтобы  бы  они  нам  сказали?  Давайте  пофантазируем  и  устроим  « суд»  над  человеком, который  так  плохо  относится  к  природе, к  тому, что нас  окружает  и  является  частью  нашей  жизни.

   Актуализация  знаний

 Учитель:  Судьёй я  предлагаю  выбрать  Зубра.

ЗУБР  Наверняка  вы  слышали  о  нём, но не  могу не выразить  восхищения и  уважения, которые  вызывает  у меня  этот  замечательный  зверь. А ведь было  время, когда  жизнь  его  висела  на волоске. Зубров, не  задумываясь , истребляли.

      Главным  обвинителем  будет  Тур.

ТУР      Дело  в том, что  последний  тур  был  убит  в  ХVII веке.

Адвокатом, защитником  человека  пусть  будет   Зебра  , а все те ,кто здесь, находятся  — присяжные  заседатели.

Судья( Михайленко – Зубр :   Прошу  внимания! Судебное  разбирательство  начинается! Слово  главному  обвинителю.

Обвинитель Зиборова- Тур): Мне  трудно  говорить . И не  только  потому,что  меня  уже  давно  не  существует  на  свете. Я  боюсь, что  ещё  много  видов  животных  и  растений  исчезнут  так  же, как  исчез  мой  вид. Я  не  могу понять  только  одного: ведь  человек сам- творенье  природы. Он  не  имеет  права  выносить    смертный  приговор  тем  живым  существам, которые, по  его  мнению, вредны  и  опасны. Он  не  понимает,  что  в природе  нарушается  равновесие , которое  восстановить  очень  трудно.

  Я  обвиняю  человека  в  том, что  он  унижает  такое  замечательное  животное, как  зебра- квагга. Когда  люди  стали  осваивать  Африку, они  решили,что  зебры  занимают  пастбища, пригодные  для  скота, и  стали  убивать  «солнечных  лошадок».

  К  началу  ХХ века  в  Америке  почти  не  осталось  бизонов.А было  их  не  менее  70  миллионов.

  В  это же  время  умер  в  зоопарке  последний  странствующий  голубь. Огромные  стаи  этих  птиц  были  уничтожены  ради  вкусного  мяса.

  Примерно 250 лет назад  люди  обнаружили  морских  коров, а через  27 лет  уничтожили  последнюю  особь  этого  вида.

 Крупная  нелетающая  птица  ДРОНТ  уже  никогда  не  будет  жить  на  Земле: люди их  всех  убили.

  Где бы  ни  появился человек, он  всегда  что- нибудь  разрушал, кого- нибудь  убивал. А что делается  сейчас? Оглянитесь  вокруг : вы  становитесь  жертвами  своего  непонимания. Отравлены  воздух, реки. Оглянитесь ! Остановитесь! Подумайте!

  Судья: Какое  наказание, по- вашему  мнению , уважаемый  ТУР, заслушивает  человек?

Обвинитель: он  наказал  и  продолжает  наказывать  себя сам. Впрочем , своё  мнение  я  выскажу  позже.

Судья: Теперь  слово  предоставляется  защите.

 Защитник Назаренко – Зебра): я  ни понимаю  негодование  уважаемого  обвинителя  и  согласна  с  ним – человек  сам  себя  наказывает. Но , поверьте  мне,человек  заслуживает  и  уважения.

 Обвинитель: Уважения?

 Защитник:  Да! Да! Кто, как не  мы, животные, знаем  человека?

Обвинитель: Смешно. Вы же  зависите от  него  во  всём.  Вам  не  выгодно  его  обвинять , а  иначе  кто  будет  вас  кормить?

 Защитник: А  знаете  ли  вы, что  первый  заповедник  был  создан  в  1832 году  именно в  Америке, то есть  там, где природе  был  нанесён  сокрушительный  удар. Там  же  в  1873 году  был  создан  первый  национальный  парк.

 Судья:  Прежде, чем  выслушать  свидетелей  со  стороны  обвинения, и   со   стороны  защиты, суд  удаляется  на  перерыв.

                          Физминутка

 Здравствуй, земля- земелюшка, матушка

  Ты нас  кормишь, поишь, оберегаешь,

От  дождя и  зноя спасаешь

  Ты  наша  родительница, наша  спасительница

Научи  нас  уму-разуму

Загадай загадки, а  мы  их отгадаем

Тебя  порадуем

А  загадки  не  простые-

Травы, да  цветы  сухие

Корешки,орешки,хвоя

Многое  ещё  другое

Разноцветные  листочки

Чудной  осени сыночки

Камушки, ракушки , ветки

И  иные  твои  детки

____________________________________

Притворяются  деревами

Облаками  и  домами

Речкой, морем  и  дождём

Первым  толстеньким  грибком

О, тебе, земля, загадки 

Судья: Первый  свидетель  обвинения: Воздух

 Воздух ( Гайко ) : За  год  только  углекислого газа  в  атмосферу  выбрасывается  5  миллиардов  тонн. В результате истончается озоновый  слой, появляются  озоновые  дыры. В эти дыры  попадают  ультрафиолетовые лучи, которые  вызывают раковые заболевания, уменьшается количество  кислорода.  А  если добавить  выхлопные  газы  от  транспорта, котельных, заводов……

Судья Свидетель  обвинения  ВОДА

Вода Сидоров-):  Я  не буду  говорить ,я   представляю  вашему вниманию  фильм, который расскажет  о  загрязнении  водоёмов. ( Показ  фильма)

Судья: Продолжаем  слушание свидетелей. Приглашаются  бабочки Аполлон  и  Махаон.

Аполлон ( Макагонов): И  слышать  ничего  не хотим. Сначала  уничтожают, а затем  заповедники  с парками создают.Нет! Нет!  Мы  слишком  обижены на  человека, чтобы  прощать.

 Махаон ( Федорченко): Как же  простить, если  до сих  пор  меня  ловят  все, кому  не лень. Я  даже  жалею, что  родилась  такой  красавицей.

Судья: Все  ловят! И  птицы?

Махаон: О нет! Я  имела  в  виду  людей:  и  взрослых,  и  детей. А птицы  меня  не  трогают. Яркие  пятна на  моих  крыльях  предупреждают  птиц  о том, что меня  трогать  нельзя, что  я  несъедобная. А в минуту  опасности  я  могу  даже  испугать птицу  шипением.

 Аполлон: Как  же  убедить  людей, что  красивы  мы только  на  воле,в  полёте! С  каждым  годом  нас  становится  всё  меньше  и  меньше.

Судья: Следующий  свидетель – Лягушка.

Лягушка ( Аничина): Человеческая  неблагодарность  не знает  границ. Мы, лягушки, к  своему  несчастью,относимся к  нелюбимым  человеком  существам, к «противным». И  никому  нет  дела до того  , что  мы уничтожаем  1-2% вредных  насекомых . Это  огромное  количество. Но  как  жаль, что  мы  сами  беззащитны  и  беспомощны.

 Судья: Мы слушали  всех  свидетелей. После  всего, что  мы  здесь  узнали, что  же делать  с  человеком?

Защитник: Предоставляем  слово обвиняемому –ЧЕЛОВЕКУ.

Человек Саламахин): Я  не  буду  оправдываться. Я  хочу  попросить  у  вас  прощения, хотя  от  этого  вам  не  будет  легче.

Защитник: А я хочу вам   вот  что  сказать. Да, то, что  сделал человек с  природой , ужасное  преступление. Но  ведь  человек  может   хоть  что-то  исправить. Именно  человек  создал  Красную  книгу. Именно он  создаёт  заповедники и  охраняет их. К  нашему  счастью, люди  на  Земле разные.

Учитель: Прошу  слова. Уважаемый судья, хочу  выступить  на  стороне  защиты  и  рассказать  о том, какие  меры принял  человек, что  он  сделал  для  природы, например, Ростовской  области

ЗАПОВЕДНИК – заповедное  место,где оберегают и сохраняют  ценные  и  редкие  растения,животные, уникальные  участки  природы,культурные  ценности.

Заказник-  род  заповедника, где  находятся  под особой  охраной  растения  и  животные.

В  Ростовской  области с  1995 года  находятся  под охраной 1  заповедник  федерального значения : 7 охотничьих  заказников  федерального  значения:  24  заказника  областного  значения: 90 памятников  природы  местного  значения.

Около  20 лет   назад  в  Каменский заповедник  было  завезено  такое  замечательное  животное ,как  зубр.

Судья: Да! Только  благодаря  людям  мне  удалось  выжить.

Обвинитель: Но  именно  благодаря  людям  вы  чуть  не  исчезли  с  земли.

Аполлон: Что  же  получается? Так  или  иначе,  мы  все  зависим от  человека?

Судья: К сожаленью,  зависим!

Кошка(Овчаренко): Хоть  я  и домашнее  животное, я  с вами  согласна. Ужас! Сколько раз  меня  человек  выгонял  из  дома.

Тур:  Видите? Уже  и  домашние  животные   стали  обвинителями.

Судья: (зачитывает  решение) Внимательно  изучив  материалы дела, мы установили, что каждому  пятому  виду  зверей, каждому пятому  виду  птиц нашей  фауны  угрожает  опасность.25000 видов  высших  растений  планеты   на  гране  уничтожения. За последние  60 лет  на  планете  исчезло  77видов  зверей , 26  видов  птиц  и несколько  сот  видов  растений.Непосредственную  угрозу  представляет  также  загрязнение  Черного  и  Азовского  морей  в пределах  куротных  зон, вод  в  бассейне  Волги  и  Каспийского  моря. И  ещё  много  можно  приводить примеров.

Решение  суда  ТАКОВО: пусть  ЧЕЛОВЕК  исправит  то, что пока  ещё можно  исправить. А  если  не  исправит? Тогда пусть  его  постигнет  участь  Тура: его не станет  . Ведь  без  нас  и ещё  многих  других  животных,  птиц, растений , без чистого  воздуха, чистой  воды   многого  другого  он  не  сможет  выжить.

Итог  урока   И так!  Подводя  итог, мы  можем  сделать  вывод, что  в  природе  всё  взаимосвязано  между  собой  и  человек, который  сам  часть  природы тоже  связан  с окружающей  средой: с  землёй, с  реками, воздухом  и  всеми  живущими  вокруг  другими  существами. Вмешательство  человека  в  жизнь  Природы  нельзя  остановить. Но  всем  надо  стремиться  к тому, чтобы  не  причинять  ей  вред, чтобы  она  как  можно  меньше  страдала  от  нашего  вмешательства. А  для  этого  надо  знать  и  любить  природу, знать  животных, которые  живут  на  нашей  планете, рядом с  человеком, знать  их  повадки, привычки, образ  жизни. Знать, чтобы  сохранить  и  сберечь!

Берегите  эти  земли, эти  воды,

Даже  малую былиночку   любя.

Берегите  всех  зверей  природы.

Убивайте  лишь  зверей  внутри  себя.

 

Ребята, перед   вами  лежат   Забавные  животные. Покажите  какое  теперь  настроение у  вас  в  конце  урока( Звучит  музыка)

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

                         

Зебра  Квагга

 

 



Источник: «Педсовет / Pedsovet.org»