Развитие памяти , внимания, мышления на предметном материале


Развитие памяти , внимания, мышления на предметном материале Система упражнений на развитие памяти и мышления на уроках русского языка

Главной задачей при разработке упражнений для меня является не только создания специальных так называемых заданий «тренажеров» для памяти или внимания, а именно формулирование совместно с учениками алгоритма работы с каждым из предложенных ребятам упражнений.

   Никто не станет спорить , что современным школьникам тяжело выполнять самостоятельно  упражнения и задания ,особенно те из них ,что подразумевают пересказ ,хорошее знание текста или теоретических сведений .Ребятам непросто даются  задания  ,направленные на запоминание наизусть или близко к тексту ,особенно если необходимо выучить новые термины , понятия или правила.

    Мною на уроках  используется система упражнений на развитие памяти и внимания учащихся.

 

     Система заданий обеспечивает проведение целенаправленной  работы на уроках по развитию интеллекта , непосредственно влияющих на успешность учебной деятельности             ,психических качеств (развитие памяти, внимания, мышления ,воображения),речевых навыков(чтения, говорения ,слушания, письма).Главной задачей при разработке упражнений для меня является не только создания специальных так  называемых заданий «тренажеров» для памяти или внимания, а именно формулирование совместно с учениками алгоритма работы с каждым из предложенных ребятам упражнений.

     Рассмотрим одно из упражнений ,направленных на развитие внимания.

 Ребятам предлагается рассмотреть таблицу с изображением девяти букв одинакового  цвета из разных алфавитов. Некоторые буквы дети знают,   некоторые нет .Нужно запомнить все 9 букв за 10 секунд . После чего на экране появляется вторая таблица , в которой большое количество разных разноцветных букв, среди которых  необходимо обнаружить буквы из первой таблицы. Дети выполняют задание самостоятельно , после чего начинается подсчет результатов с помощью формулы. Оптимальный уровень узнавания букв-единица. Если результат приближен к одному , то ребята делают вывод ,что умеют хорошо работать с наглядным материалом .

    Алгоритм. Чтобы успешно выполнить задание и получить высший   балл-единицу-ребята совместно со мной решили , что для каждой незнакомой буквы  необходимо придумать опорный образ , а для известных букв представлять самые простые слова ,начинающиеся на эту букву ,как в азбуке.

На самом первом занятии мы подробно обсуждали все возникавшие опорные образы . Некоторые дети видели в буквах насекомых ,различные предметы быта, украшения и  даже одноклассников.

    Когда все ребята получили высший бал, задание усложнилось, шестиклассники работали с иерогрифами . Это упражнение отлично тренирует память и внимание. Третий этап- второстепенное задание – использование аудиокниги в процессе работы над тем же заданием. Дети слушали повествование, улавливали суть диалогов и прозвучавших  фрагментов произведений мировой классики , при этом выполняя ведущее задание.

Рассмотрим другое упражнение, направленное на развитие  устойчивости внимания у подростков. Упражнение называется « Аналогии». Ребята в начале занятия объясняется задание: дана пара слов-аналогий. к примеру . лошадь-жеребенок, корова –теленок, учитель-ученик, веселый-грустный, пух-легкий. Аналогии могут быть основаны на использовании антонимов, синонимов, норм сочетаемости или по смыслу. Из предложенных далее вариантов ребятам предлагалось выбрать правильный вариант ответа(пару) к данному слову по аналогии с той, что ребята видели в задании.

В качестве алгоритма интеллектуальных действий для успешного прохождения игры ребята решили представлять каждый вариант ответа в своем воображении, чтобы быстро найти пару для нужной аналогии. Каждый новый вариант ответа возникал на экране через секунду после предыдущего, чтобы ученики успевали представлять то, что они прочитали в задании. Алгоритм мы описали таким образом: нужно представить в воображении каждый их вариантов в паре с заданным словом, не забывая образ основной аналогии .В первых заданиях я просила ребят рассказывать, как и что именно они представляют, когда слышат заданную аналогию, после обсуждения мы приступали к выполнению  тестирования.

Предложенная система упражнений для развития памяти, внимания и мышления учащихся может быть использована как на уроках русского языка и литературы, так и на других предметах. Упражнения могут быть даны в начале изучения темы или же на уроках закрепления и обобщения материала.

По итогам такой работы с детьми , как учитель русского языка и литературы, отмечаю положительный результат выполнения требований по предметам. Дети стали больше успевать на уроках, стали внимательнее, им легче даются устные задания, они с легкостью выделяют главное в тексте, находят самостоятельно алгоритм работы с упражнениями по предмету. Повысилось качество выполнения заданий на уроках и дома, больше нет необходимости объяснять одно и то же задание несколько раз.



Источник: «Педсовет / Pedsovet.org»