Рабочая программа педагога — организатора


Рабочая программа педагога — организатора

Данная программа позволяет выстроить организацию интеллектуального досуга так, чтобы каждый ребенок смог раскрыть и реализовать свой интеллектуальный творческий потенциал, а постоянное привлечение в олимпиадную и исследовательскую деятельность детей, их родителей позволяет укрепить взаимопонимание и ценностное ориентирование семьи. В результате де

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

педагога – дополнительного образования МАУ ДО Центра развития творчества одаренных детей и юношества «Интеллект»

 

Доевой Виктории Сергеевны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Владикавказ, 2018- 2019 гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка:

 

В настоящее время многие исследователи, писатели, ученые, педагоги занимаются  проблемам одаренности ребенка.  Во всех  документах от школьного до федерального уровня поддержка «одаренного ребенка» провозглашается приоритетной задачей, ведь именно от таких детей зависит будущее нашей страны, её престиж на международной арене.  Сейчас, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, такая работа с детьми является крайне необходимой.

Развитие одаренности ребёнка в учебном процессе следует рассматривать как развитие его внутреннего потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.  Ведь главной задачей современной школы и является подготовка самостоятельных, способных к самообучению, ответственных, обладающих коммуникативными навыками граждан, создание  условий для развития интеллектуальной, активной, разносторонней,  творческой личности учащихся.

Непременная отличительная черта такой личности  – оригинальность мышления, выражающаяся в непохожести, нестандартности решения, способности к творчеству.  Недаром среди концепции одарённости популярной является теория известного американского специалиста в области обучения одарённых детей Джозефа Рензули. Он считает, что одарённые дети имеют общие или специальные способности на среднем уровне, однако для них характерен высокий уровень включённости в задачу, повышенный интерес к обучению,  высокий уровень креативности. Поэтому особенно важно использовать такие методы и формы работы, которые позволят ребенку проявить креативность мышления, будут способствовать развитию его интереса и мотивации.

Особая роль в самоопределении учащихся  отводится системе дополнительного образования детей. Это нашло отражение в  Законе об образовании, Концепции  долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 года, Концепции развития дополнительного образования.Дополнительное образование детей по своему содержанию охватывает все сферы жизнедеятельности человека и реализуется в неограниченном образовательными стандартами пространстве, в силу чего оно рассматривается как поле расширения возможностей развития личности, является абсолютно добровольным, не связанным с возрастным цензом обучающихся и с получением образовательных сертификатов.

Вариативность дополнительного образования детей как открытой социальной системы позволяет обеспечить в Центре «Интеллект» условия для формирования лидерских качеств, формирования социальных компетенций и развития интеллектуальных творческих способностей детей в области научно-технической, эколого-биологической, естественно-научной и гуманитарной  деятельности, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями и потребностями. Погружение детей в активную интеллектуальную  деятельность позволяет развивать у них мотивацию к научному творчеству, которое  является одной из составляющих образовательного процесса  в МАУ ДО Центре «Интеллект»: ребенок  усваивает известные науке знания об объекте исследования и метасистеме, пополняя их новой научной  информацией; развиваются  механизмы психики, общие и специальные способности; совершенствуются умения и навыки,  прежде всего, связанные с научной работой и научным творчеством, которые доводятся до профессионального уровня; вносится серьёзный вклад в формирование направленности личности и во все остальные сферы воспитания подростка.

Формирование  опыта научно-исследовательской деятельности —  это сложный  процесс, который осуществляется на протяжении  всего периода  обучения.   При этом научно-исследовательские компетенции формируются  и реализуются  согласно уровню подготовки обучающегося. Разработка индивидуальных «образовательных маршрутов» с учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности ребенка, формирование личностного и профессионального самоопределения, оказание адресной поддержки каждому ребенку, проявившему незаурядные способности, а, главное, обеспечение условий, способствующих максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей – вот  главная задача.

Данная программа позволяет выстроить организацию интеллектуального досуга так, чтобы каждый ребенок смог раскрыть и реализовать свой интеллектуальный творческий потенциал, а постоянное привлечение в олимпиадную и исследовательскую  деятельность детей, их родителей позволяет укрепить взаимопонимание и ценностное ориентирование семьи. В результате деятельности по данной программе  обучающиеся должны развить свою самостоятельность, свои творческие способности, также программа помогает сделать выбор, что в последствии  приводит  к самореализации собственного « Я».

 Для реализации программы необходимы определенные условия:

  1. Совместная деятельность детей и взрослых, педагогов, родителей, общественности.
  2. Самореализация творческого и индивидуального потенциала обучающихся МАУ ДО Центра «Интеллект»

Данная  программа включает в себя план мероприятий, принимаемых в начале каждого учебного года.

В реализации программы принимают непосредственное участие обучающиеся разных направленностей.

 

Цель: Создание благоприятных условий для  развития интеллектуального творчества  детей и их участия в мероприятиях.

Задачи:

  • Развитие интеллектуальных способностей обучающихся;
  • Воспитание гражданской ответственности, уважения к истории, культуре своей страны;
  • Формирование коммуникативных умений, удовлетворение потребности детей в общении;
  • Сохранение духовно-нравственного здоровья учащихся, приобщение их к нравственным и духовным ценностям.

 

Способы проверки ожидаемых результатов:

  • Анализ подготовки и проведения мероприятия.
  • Мониторинг удовлетворённости обучающихся участием в мероприятии.
  • Диагностика эмоционального фона в начале и в конце мероприятия (беседа, отзывы, наблюдение, анкетирование).
  • Самоанализ организационной деятельности.
  • Количественные показатели (количество проведённых мероприятий, охват участников мероприятий, охват зрителей).
  • Социальные показатели (заинтересованность обучающихся).
  • Учёт запроса проводимых традиционных мероприятий.

 

Формы проведения мероприятий:

 

  • Олимпиады муниципального, регионального, международного и Всероссийского уровня (очное и дистанционное участие);
  • Конкурсы исследовательских работ для школьников муниципального, регионального, международного и Всероссийского уровня (очное и дистанционное участие);
  • ;
  • Научно – практические конференции для школьников;
  • Научные молодежные форумы;
  • беседы, викторины.

 

Стремительный переход от авторитарного образования к личностно-ориентированному в России начался в 2009 году – с момента утверждения нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования России. Академик Российской академии образования Днепров Э.Д. особо подчеркивал кардинальные изменения новой общеобразовательной политики, в основу которой заложена личностно-ориентированная и деятельностно-развивающая педагогика. Сегодня осуществляется непрерывных поиск новых подходов, ориентированных, прежде всего, на развитие личности. Одними из традиционных и наиболее жизнеспособных форм педагогической работы, решающих целый спектр задач по развитию детей, являются предметные олимпиады и конкурсы.

В отличии от уже приевшихся тестов, целью которых является проверка усвоенных знаний, олимпиады и конкурсы способны решить обширный круг не только образовательных, но и воспитательных задач. Интеллектуальные олимпиады – это  импульс к самосовершенствованию, саморазвитию, непрерывному творческому поиску. Нестандартные задания учат школьников преодолевать психологические нагрузки, свойственные работе в незнакомой обстановке, оперативно находить оптимальный выход в нестандартных ситуациях. Помимо этого, участие в олимпиадах развивает уверенность в себе, повышает стрессоустойчивость. Ведь как бы там  ни было, олимпиада – это своего рода стресс, и способность перебороть его и страх также важна во «взрослой» жизни.

Участие в олимпиаде  позволяет выявить не только знание фактического материала, но и умение эффективно применять их в новых условиях, требующих нестандартного подхода и творческого мышления. Ведь для успешного решения олимпиадных заданий необходима мобилизация всего творческого потенциала, исследовательских навыков и смекалки.

Полученный опыт каждого участника олимпиады, безусловно, станет полезным дополнением к основной школьной программе, стимулом к углублению своих знаний по отдельным предметам. Он способствует расширению кругозора и интеллектуальному росту учащихся. Кроме того, с помощью подобных конкурсов и олимпиад ребята могут самостоятельно проверить знания, сравнить свой уровень со  сверстниками. В течение  всего периода обучения  юные исследователи МАУ ДО Центра развития творчества одаренных детей и юношества «Интеллект»  принимают участие в дистанционных и очных  конкурсах научно – исследовательских работ учащихся в физико-математическом, естественном, научно — техническом и гуманитарном направлениях.

 

 

п/п

Мероприятие

Дата  проведения

1

Организация и проведение муниципальных методических семинаров

 

В течение года

2

Организация и проведение тренингов по  подготовке обучающихся образовательных организаций к  участию в    предметных олимпиадах  школьников (муниципальных, республиканских и всероссийских)

сентябрь-декабрь

3

Участие в предметных олимпиадах  школьников (муниципальных, республиканских и всероссийских этапах).

ноябрь-декабрь, март

4

Участие в муниципальных, республиканских, всероссийских и международных интеллектуальных мероприятиях:

  • Всероссийский форум научной молодежи «Шаг в будущее» (региональный и всероссийский уровень);
  • Олимпиада в рамках республиканского  научного  конкурса  молодых исследователей «Шаг в будущее Осетии»
  • Региональный конкурс молодых исследователей «Ступень в науку» (региональный и всероссийский уровень);
  • Всероссийский фестиваль творческих открытий и инициатив «Леонардо»  (г. Москва);
  • Всероссийская олимпиада научно–исследовательских  и учебно-исследовательских проектов детей и молодежи по проблемам защиты окружающей среды «Человек-Земля-Космос» (Олимпиада «Созвездие»);
  • Балтийский научно-инженерный конкурс (г. Санкт — Петербург);
  • Открытое Первенство СКФО по робототехнике «РобоОс»
  • Всероссийский Турнир им. Ломоносова, МГУ
  • Всероссийская олимпиада «Ломоносовские чтения», МГУ;
  • Всероссийский конкурс изобретательства и рационализаторства «Юные техники и изобретатели»,  ГД РФ

Октябрь — июнь

5

Организация и проведение мастер-классов по предметам

октябрь-апрель

6

Научно-практический  форум  обучающихся  4-11 классов образовательных организаций   г. Владикавказа  «Созвездие интеллектуалов»

Ноябрь -декабрь

7

Проведение Муниципальной профильной  интеллектуальной олимпиады среди обучающихся  7-9-х классов образовательных организаций г. Владикавказа   «Эрудиты будущего»

февраль

Проведение Муниципальной  интеллектуальной олимпиады среди обучающихся  3-6-х классов образовательных организаций г. Владикавказа   «Юные интеллектуалы»

8

Проведение конкурса-отбора среди обучающихся  образовательных организаций республики для участия во Всероссийской  гуманитарной  телевизионной  олимпиаде «Умники и умницы»

Апрель — май

9

Дистанционные интеллектуальные конкурсы (олимпиады)  для обучающихся  2-11-х  классов по предметам: биология, химия, математика, информатика, физика, русский язык, иностранные языки (английский, немецкий, французский)

в течение года

10

 Участие в фестивале «Открытый урок»

в течение года

11

Праздники:

  1. «День знаний»:

— встреча с педагогами и обучающимися Центра;

  1. День защиты детей

сентябрь

 

1 июня

12

Итоговые занятия в творческих объединениях

апрель-май

13

Работа в каникулярное время

В течение года

 

 

 

 

 

Патриотическое воспитание

 

 

 

«К патриотизму нельзя только призывать,

                                                                                     его нужно заботливо воспитывать —

                                                                                           воспитывать любовь к родным местам,

                                                                                     воспитывать духовную оседлость»

Д. С. Лихачев

 

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является приоритетным направлением деятельности организаций социальной сферы, общего и дополнительного
образования и воспитания детей.

Любовь к Родине во все времена в российском государстве была чертой национального характера. Вопросы патриотической работы, становления гражданственности в нашей стране были важнейшей составной частью воспитания гражданина. Воспитание гражданственности направлено на осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Воспитание гражданственности означает привитие человеку с самых ранних лет жизни интереса к истории своей страны, ее жизни, к ее народу.

Стержнем гражданского воспитания является патриотизм. Патриотизм — важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной  стабильности, независимости и безопасности государства. В XXI веке необходимость воспитания патриотизма у россиян вновь стала актуальна, потому что осознанное осмысление своей истории, уважение к старшим поколениям людей, искреннее сопереживание достижениям и недостаткам всех реформ государства могут выявить в человеке те душевные качества, которые и определяют его как личность, как гражданина.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина — патриота Родины,  способного успешно выполнять гражданские обязанности, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите и выполнению конституционных обязанностей.

Воспитательно-образовательный процесс в Центре «Интеллект»  имеет практическую направленность и реализует принцип единства обучения, воспитания и развития.

В своей деятельности  патриотического воспитания подрастающего поколения Центр «Интеллект» руководствуется  Конституцией РФ, ФЗ «Об образовании»,  Конвенцией ООН о правах ребёнка, Уставом школы, Программой развития школы, воспитательной программой «Я — гражданин».

 

          Цели работы по патриотическому воспитанию:

  • формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения,
  • воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью “Гражданина — патриота России»

 

Задачи работы по патриотическому воспитанию:

 

  • сформировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности;
  • сформировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;
  • сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;
  • сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;
  • вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности.

 

          Основные принципы:

  • Принцип целостно-смыслового равенства – у педагога и обучающегося общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: “хоть ты ещё и ребёнок, но такой же человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело”.
  • Принцип непрерывности и системностивоспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования — взаимосвязь процессов воспитания и обучения.
  • Концептуальные принципы совместного образования(демократизация, гуманизация).
  • Учёт закономерностей психофизиологического развития в каждом возрастном периоде, обеспечение личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей и подростков
  • Принципы организации и самоорганизацииготовности субъекта к воспитанию (активность человека, его мотивированность, проблематичность ситуации выбора и принятия решения, готовность к сотрудничеству, способность к творчеству и коммуникативность).
  • Принцип развития– путь воспитательной системы по следующим ступеням: возникновение, становление, период зрелости и преобразование

 

Этапы  организации работы по патриотическому воспитанию  обучающихся творческого объединения «Словесность» Центра «Интеллект»:

  • Любовь к родителям, родному дому, к родным и близким людям.
  • Воспитание и уважение к старшим, к людям труда (приобщение детей к традициям народа, стремление чтить память погибших воинов, проявление уважения к людям пожилого возраста).
  • Любовь к родной природе (охрана окружающей среды).
  • Моя Родина — Россия (расширение представлений о нашей Родине – России, воспитание любви к своей малой родине).
  • Человек – защитник своего Отечества (любовь, забота и сохранение своей родины, формирование чувства патриотизма, уважения и симпатии к другим народам, гордости за Российскую армию, желание служить своему Отечеству).

 

 

План работы на учебный год

Форма работы

тема

Дата проведения

 

Акция памяти, лекция о борьбе с терроризмом

Зажгите свечи: трагедия в Беслане – наша общая боль…

сентябрь

 

Лекция

4 ноября – День народного единства

ноябрь

 

Лекция в рамках Форума «Созвездие Интеллектуалов»

«По улицам Владикавказа»

декабрь

 

Лекция

Права ребенка

январь

 

Лекция

«Не меркнет летопись побед» — интеллектуальная игра «Эрудит» 9-11 класс

февраль

 

Лекция

«Россия начинается с тебя» урок мужества, посвященный Дню защитника Отечества . Акция «Примите поздравления» (письма в армию)

февраль

 

Встреча с сотрудниками военкомата

 «Служба в Российской армии: правовые аспекты

февраль

 

Лекция

«Битва за Сталинград» — час истории, посвящённый Дню разгрома советскими войсками немецко-фашистских захватчиков в Сталинградской битве.

февраль

 

Показ фильма

Родины солдат» — тематический показ фильмов ко Дню защитника Отечества

февраль

 

Лекция

Женщины – герой, ко Дню 8 марта

март

 

Встреча с ветеранами ВОВ

«Этот День Победы!»

апрель

 

Акция

«Бессмертный полк»

май

 

Участие обучающихся Центра в республиканском поэтическом конкурсе «Осетия в сердце моем»

Поэтический конкурс «Осетия в сердце моем!»

май

 

Участие обучающихся Центра  во Всероссийском детском конкурсе международной инклюзивной литературно – просветительской премии «Золотое сердце»

«Протяни руку помощи: как трудно быть «не как все»

март – май

 

Экскурсия

Незнакомый Владикавказ

июнь

 

Экскурсия

Куртатинское ущелье

июнь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

  1. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. – 2002. – № 3-4.–14-19с.
  2. Данилов М.А. Умственное воспитание // Сов. Педагогика. – 2004. – № 12. – 70-86с.
  3. Бочкарев, В.И. Директору школы о самоуправлении: Пособие для родителей общеобразовательных школ. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2001.
  4. В помощь педагогу-организатору. – Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт», 2004.
  5. Воловик, А.Ф., Воловик, В.А. Педагогика досуга: Учебник. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998.
  6. Воспитать гражданина / Сост. Т.Е.Заводова, Ю.А.Лежнева. – Мн.: Красико-Принт, 2006.
  7. Детское движение. – Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт», 2004.
  8. Духовно-нравственное воспитание / Сост. С.А.Титова. – Мн.: Красико-Принт, 2006.
  9. Зубра, А.С. Культура личности как духовная ценность: пособие для педагогов, воспитателей, студентов / А.С.Зубра. – Мн.: Университетское, 2001.
  10. Катович, Н.К. Модели воспитания школьников. — Мн., 2000.
  11. Лизинский, В.М. Приемы и формы в воспитании. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004.
  12. Профессиограмма педагога-организатора / Сост. В.Т.Кабуш, А.В. Рожков, М.И., Байбородова, Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  13. Подросток и досуг. – Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт», 2004.
  14. Самоуправление в школе. – Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт», 2002.
  15. Свободное время школьника. – Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт», 2005.
  16. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005.
  17. Титов, С.В. Ура, каникулы! — М., 2001.
  18. Храмцова, Ф.И. Идеологическое воспитание: параметры эффективности: учеб.- метод. пособие. – Мн.: УО «БГАТУ», 2005.

 



Источник: «Педсовет / Pedsovet.org»