Проект «Масленица» Как помочь ребёнку приобрести навык социального общения

В современной школе большое место отводится проектной деятельности. Статья рассказывает о том, как сделать проект интересным, захватывающим, творческим, многоэтапным и многолетним, в то же время, чтобы он не утратил актуальности, значимости. Также проект сближает разные поколения, укрепляет семью,социализирует детей.

Нарыжнева Вера Викторовна, учитель начальных классов

ГБОУ лицей № 299 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

 

Статья на тему: проект «Масленица», или как помочь ребёнку приобрести  навык социального общения.

   

  Легко ли современному ребёнку социализироваться? Где и как младший школьник может научиться общаться с одноклассниками, с новыми друзьями, с учителями? Часто ли мы сегодня видим ребёнка, которому родители поручили сходить в магазин за хлебом, вынести мусор, проводить бабушку до автобусной остановки или забрать  младшую сестренку из садика? Скорее всего: сестренку никто не отпустит, а в магазине бдительные граждане поинтересуются, где же взрослые, и осудят родителей, отпустивших ребёнка одного, даже, если магазин находится во дворе… Бабушка скажет, что уже поздно, и она доберется самостоятельно. Но наступает момент, когда малыш вырастает и оказывается, что взрослые не создали таких условий, чтобы он научился элементарному.

         Размышления на эту тему привели к рождению проекта «Масленица». И вот уже 12 лет ученики нашей школы, с нетерпением ждут, когда же будет дан старт проекта. Подготовка захватывает всех, от мала до велика — и детей, и взрослых.

      Старт объявляется за 2 месяца до начала события. Ребята начальной школы готовят вместе с родителями поделки из разных  материалов.  Кто чем радует друг друга. Раскрывают свои таланты художники, скульпторы, дизайнеры и просто все дети. Ведь они так талантливы!

Денежная единица на время проекта — масленка (достоинством 1,5,10,50,100,500). Яркие разноцветные масленки имеют специальные печати.

Младший школьник приносит своё творение, одноклассники (часто с большим интересом) рассматривают поделку, интересуются техникой ее изготовления, материалами, из которых она сделана, высказывают своё мнение о сложности работы, задают вопросы о том, какова роль ребёнка в процессе создания изделия. Чем оригинальнее и художественнее «продукт творчества», тем может быть выше его «стоимость». Для ученика, не особенно успешного в учёбе, это очень важно! Ведь в данный момент, он интересен для всех, его принимают одноклассники, узнают об увлечении творчеством друг друга. А ещё и в свободное время ребенок был вместе с родителями, и они совместно обсуждали, придумывали, мастерили, провели время в совместном творчестве. Очень часто педагоги видят, как взрослые заинтересовались каким-то изделием, что-то моделировали, созидали, а в итоге всей семьёй изготовили шедевр. Многие семьи раскрываются по-новому – ярко и необычно, благодаря этой деятельности.

Все работы сортируются по будущим магазинам-лавкам. Третья четверть  очень длинная и сложная. Дети и взрослые уже устали от зимы, авитаминоз, частые болезни и учиться уже совсем не хочется…Но ведь за каждую пятерку в дневнике можно тоже получить масленку. Так, «денежки» постепенно зарабатываются, бережно складываются в кошелёчки и копилочки.

      Два месяца пролетают быстро и незаметно, в приятных хлопотах.  Долгожданный день наступает. Мамы, бабушки помогают приготовить вкусные, аппетитные, румяные блины и другие масленичные угощения. Старшие школьники вместе с учителями готовят необходимое  для проведения ярмарки. Рисуют яркие названия магазинов: «Картинная галерея», «Цветочная лавка», «Конструктор», «Домашний уют», «Аптека», «Модница», «Упаковка». Разучивают новые игры, готовят выступление скоморохов. Коробейники мастерят свои короба, гадалка пишет шуточные предсказания. Работа кипит!

     И вот всё готово, настаёт день ярмарки. Младшие и старшие школьники с трудом высиживают уроки… и « Масленица» начинается! Вся начальная школа выходит на «ярмарочную площадь», где их приветствуют скоморохи с весёлыми шутками –прибаутками. Далее каждый выбирает сам, чем ему заняться: кто-то идёт в кафе пить чай из самовара и лакомиться блинами с вареньем , кто-то отправляется преобразиться  в студию «Красоты», кому-то интересно покупать поделки в магазинчиках (а глаза-то «разбегаются» от многообразия…), кто-то фотографируется в образе сказочного героя, а вот в «Аптеке» всегда очередь, ведь там можно приобрести сладкие «лекарства» (упакованные конфетки) от лени, для послушания, для улучшения памяти, пастилки для хороших оценок. Можно пойти поиграть в игротеку, или послушать предсказания гадалки, а можно попеть весёлые детские песенки. За час всё бывает распродано, съедено и … детям со взрослыми хочется продолжения сразу…Но «Масленица» снова  «придет» в наш лицей через год. Есть время все продумать, оценить себя и подготовиться, возможно, лучше.

      Во время ярмарки очень интересно наблюдать за детьми, как они распоряжаются масленками, которые заработали; тратят ли всё на себя или покупают для родных. Шумно, весело, и всё, как в настоящей жизни. Кто-то старается помочь тому, кто не смог заработать много масленок, кто-то выбирает так долго, что всё  оказывается  раскуплено. А кто-то, к сожалению, думает только о себе. Сама атмосфера получается очень праздничной и яркой, что очень нравится детям. У всех хорошее настроение. Это заряд бодрости на долгие недели. « Масленица» сближает детей, родителей и педагогов. Все забывают, что находятся в школе. Забывают о своих школьных проблемах.

    Обсуждая с учениками это событие, каждый учитель задает вопросы, что понравилось, что — нет? Чаще всего дети отвечают, что понравилось всё, а особенно… (у каждого это что-то свое), а вот не нравится обычно то, что всё быстро раскупили, ведь каждая вещь в одном экземпляре. Один первоклассник сказал, что  было очень интересно самому тратить свои деньги в тех магазинах, в которых хотел, а не туда, куда отвела мама…

      Дети учатся прикладывать усилия не только в обыденной уже учебе, взаимодействовать с разными людьми, делать свой выбор, принимать решение самостоятельно. Значимо для нас, взрослых, что по завершению проекта дети спрашивают: «А в следующем году…?» или планируют, что смогут летом сделать много интересных поделок. Пусть делают, пусть учатся, пусть приобретают социальный опыт, ведь дети так быстро растут, а детство никогда не повториться вновь! И пусть, вспоминая годы учебы в нашем лицее, своим детям наши ученики, рассказывают не только об уроках и ЕГЭ, но еще и о «Масленице».



Источник: «Педсовет / Pedsovet.org»