Применение ИКТ на уроках английского языка в начальной школе


Применение ИКТ на уроках английского языка в начальной школе

Использование ИКТ на уроках английского языка является неотъемлемой частью современности. В статье перечислены различные виды ИКТ и способы их применения на уроках и во внеурочной деятельности.

Применение ИКТ на уроках английского языка в начальной школе.

 

Вопрос о применении новых информационных технологий в общеобразовательной школе все чаще поднимается в последние годы. К ним относятся как  новые технические средства, так и инновационные формы и методы преподавания, современный подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативных способностей школьников.

Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического применения языка, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность в его изучении. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная деятельность, использование новых информационных технологий и  Интернет — ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают дифференциацию и индивидуализацию обучения с учётом способностей школьников, их склонностей, уровня обученности и т.д.

В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных ресурсов, использовать ее, а также создавать самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для учителей новые возможности в преподавании иностранного языка.

Современные дети проводят большое количество времени за компьютерными играми, поэтому и настроены на получение информации с помощью средств ИКТ. Кроме того, компьютерные технологии во многом облегчают работу учителя в подготовке и поиске материала к уроку.

Уроки иностранного языка полезны для формирования всех видов компетенций, так как используя язык как средство, изучается окружающий мир во всех его проявлениях. Интернет-ресурсы, являясь основным источником информации для современного ученика, являются неисчерпаемым источником материала и для учителя.

Возможные ИКТ на уроках английского языка:

  • Создание мультимедийных презентаций для объяснения нового грамматического материала; рассказа о достопримечательностях страны изучаемого языка.
  • Использование электронных учебников. Достоинствами электронных учебников являются их мобильность и доступность связи с развитием компьютерных сетей.
  • Защита проектов учащимися по различным темам на английском языке. Для выполнения проектных работ возможно использование Power Point.
  • Использование интерактивной доски для закрепления изученного материала, вовлечение в процесс выполнения заданий каждого ученика.
  • Использование видеопроекторов для просмотра видео-роликов на английском языке.

Специфика компьютера как средства обучения связана с такими его характеристиками как комплексность, универсальность, интерактивность. Интерактивное обучение на основе мультимедийных программ позволяет  реализовать комплекс методических, педагогических, дидактических и психологических принципов, делает процесс обучения более интересным и творческим. Однако компьютер не сможет заменить учителя на уроке. Необходимо  совмещать работу с компьютером и иные виды деятельности.

Сегодня не стоит сомневаться в том, что раннее обучение иностранному языку способствует не только более прочному и свободному практическому владению им, но и несёт в себе огромный интеллектуальный и нравственный потенциал. Начиная обучение со 2-го класса важно учитывать, чтобы процессы воспитания и развития учеников шли в русле современных методик.

Изучение иностранного языка в младшем возрасте полезно всем детям, независимо от их начальных способностей, поскольку оно оказывает безусловное положительное влияние на развитие психических функций ребёнка: внимания, мышления, памяти, восприятия, воображения, а также не стоит отрицать влияние на общие речевые способности. Раннее обучение иностранному языку даёт большой практический эффект в плане повышения качества владения иностранным языком в  средних и старших классах.

Основными целями применения ИКТ на уроках английского языка в начальной школе являются:

  • повышение мотивации к изучению языка;
  • развитие речевой компетенции: умение понимать аутентичные иноязычные тексты, а также умение передавать информацию в связных аргументированных высказываниях;
  • увеличение объема лексических знаний;
  • расширение объема знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка;
  • развитие готовности и способности к самостоятельному изучению английского языка.

Использование ИКТ на  уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это ведет к осознанному усвоению знаний учениками. Использование ИКТ в начальной школе позволяет:

— активизировать познавательную деятельность учащихся;

— проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);

— индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

Роль учителя иностранного языка сегодня заключается в следующем:

– Способствовать раннему приобщению младших школьников к новому для них пространству в том возрасте, когда дети ещё не испытывают психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения; формировать у детей готовность к общению на иностранном языке и положительный настрой к дальнейшему его изучению.

– Сформировать элементарные коммуникативные умения в говорении, чтении, письме и аудировании с учётом речевых возможностей и потребностей младших школьников.

– Ознакомить младших школьников с миром зарубежных сверстников и с доступными детям образцами детской художественной литературы на изучаемом иностранном языке.

– Приобщить детей к новому социальному опыту с использованием английского языка через расширение спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения; формировать представления об отвечающих интересам младших школьников правах и обычаях стран изучаемого языка.

Приоритетным в начальной школе является воспитательный и развивающий аспект обучения предмету. Английский язык вводит учащихся в мир иной культуры, ориентирует их на формирование навыка и умения самостоятельно решать простейшие коммуникативно-познавательные задачи в процессе говорения, чтения и письма, формирует такие качества личности, как инициативность, умение работать в коллективе, умение защищать свою точку зрения и устойчивый интерес к изучению предмета.

 Варианты применения ИКТ в образовательном процессе начальной школы:

Урок с мультимедийной поддержкой (в классе используется один компьютер, им пользуется учитель в качестве «электронной доски» и ученики для защиты проектов). Использование презентаций удобно и для учителя, и для учеников. Это способствует повышению эффективности восприятия и запоминания подаваемого  материала. Презентации, подготовленные к уроку, объемные по содержанию, яркие, запоминающиеся. Явным достоинством мультимедийной презентации, по сравнению с типичными наглядными материалами, является  большее эмоциональное воздействие на учащихся, что способствует концентрации внимания  и, следовательно, лучшему усвоению материала.

Мультимедийная презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:

  • Образовательный аспект: восприятие  учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.
  • Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.
  • Воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.

Мультимедийные технологии могут быть использованы как сопровождение объяснения учителя в применении мультимедийных конспектов-презентаций, содержащих краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки,  анимации («At the Zoo», «Seasons and Weather», «My family», «Tasty Treats»). При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно прямой последовательности картинок, в которой могут быть показаны самые яркие моменты темы. На экране могут также появляться определения, схемы, которые учащиеся записывают в тетрадь, в то время как учитель, не тратя время на повторение, успевает рассказать больший объем материала по изучаемой теме.

Использование ИКТ также может применяться для контроля знаний. Например, использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради,  смена слайдов может быть настроена на автоматический переход через определенный интервал времени.

Можно выделить следующие особенности данной технологии:

  • Повышение уровня использования наглядности на уроке.
  • Повышение производительности урока.
  • Установление межпредметных связей с другими предметами.

Преподавателю, создающему или использующему информационные технологии, следует обращать внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на  уровне знаний учащихся. Таким образом зменяется отношение к ПК. Учащиеся начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности.

Использование компьютера позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и мотивировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка.

Традиционно изучение темы или раздела заканчивается повторением, закреплением и обобщением. Все эти элементы можно соединить, предложив обучающимся на завершающем тему этапе, создать мультимедийный проект, вместо традиционного доклада. Создавая презентацию, ученикам предоставляется великолепная возможность систематизации приобретенных знаний и навыков, их практического применения. Очень важно обучающимся почувствовать интерес к самостоятельной творческой работе, ощутить значимость результатов своей работы, т.к. презентация — это готовый методический материал для урока.

Необходимо отметить, что обучающиеся выполняют мультимедийные презентации с большим интересом. Это еще один стимул к развитию интереса обучающихся к изучению иностранного языка и культуры страны изучаемого языка. Самостоятельная творческая работа учащихся по созданию компьютерных презентаций как нельзя лучше расширяет запас активной лексики, стимулирует их творческую активность и самостоятельность, а также развивает навыки работы с информацией (поиск, обработка, оформление и др.)

Использование электронных учебников на уроках английского языка.

Использование электронных учебников помогает учащимся выучить английский алфавит и счет, пополнить словарный запас, научиться писать иностранные слова и понимать английскую речь на слух. Благодаря красочной графике, увлекательным обучающим играм, головоломкам, пазлам, интересным рассказам и занимательным заданиям, они  изучают английский язык с удовольствием. На дисках, прилагаемых к электронным учебникам, также зачастую представлены письменные задания, которые можно распечатать на принтере и выполнить дома или на уроках. Полученные во время занятий с программами знания позволяют более успешно изучать иностранный язык в школе.

Компьютерные обучающие программы.

Разнообразие тем, видов деятельности, красочность, увлекательность компьютерных программ вызывают огромный интерес у учащихся. Существующие сегодня CD-ROM-диски позволяют выводить информацию в виде текста, звука и видеоизображения. Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельные действия каждого учащегося. При обучении аудированию, каждый ученик имеет возможность слышать иностранную речь, при обучении говорению каждый ученик может произносить фразы на иностранном языке в микрофон, при обучении грамматике каждый ученик может выполнять грамматические упражнения, добиваясь правильных ответов и т.д.

При обучении лексике можно использовать различные упражнения на основе тестовых и игровых компьютерных программ с использованием визуальной наглядности; расширять пассивный и потенциальный словарный запас обучаемых; оказывать справочно-информационную поддержку (автоматические словари, программы подбора синонимов и антонимов).  На основе компьютерных обучающих программ возможны такие виды работы, как:

—  упражнения на заполнение пропусков (в случае неверного ответа возможны следующие варианты развития событий: запрет обучаемому переходить к следующему заданию или предложению; переход обучаемого к следующему заданию или предложению с последующей их корректировкой, а именно выделение другим цветом правильного ответа или проставление знака “крестик”, означающего неверный ответ);

—  упражнения в виде кроссвордов, где при написании слова неправильная буква высвечивается другим цветом;

—  упражнения в виде игры на составление предложений, во время которой обучаемый наводит курсор на необходимое слово, которое затем перемещается в составляемое предложение и становится за последним перемещённым словом.

— учащемуся предлагается соотнести два списка иностранных слов и установить пары синонимов или антонимов;

  — учащемуся предлагается список иностранных слов и перечень изображений этих слов. От учащегося  требуется соединить каждое слово с соответствующей ему картинкой;

—  упражнения “Найди ошибку“, в котором предлагается исправить то или иное слово в соответствии с предложенным заданием.

Электронные программы дают возможность выбирать оптимальный темп обучения, контролировать и корректировать ход усвоения материала. Преимущество заключается в том, что результат работы не отдален, он виден непосредственно на занятии. Обучающие диски обладают также богатыми воспитательными возможностями: развивают внимание, организованность. Средства графики, музыкальные фрагменты снимают напряжение.

Использование Интернет — ресурсов на уроках иностранного языка

Возможности использования Интернет — ресурсов очень велики. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д.

Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке английского языка:

 — формировать навыки чтения, используя непосредственно материалы сети разной степени сложности (http://www.washingtonpost.com/, http://cnn.com/world, http://www.abcnews.go.com/index.html, http://www.bbc.co.uk/worldservice, http://www.washtimes.com/);

— совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных текстов сети Интернет;

 — совершенствовать умения письменной речи, участвуя в подготовке рефератов, сочинений;

— пополнять свой словарный запас (как активный, так и пассивный) лексикой современного английского языка;

— знакомиться с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в разных ситуациях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка;

 — формировать устойчивую мотивацию к языковой деятельности учащихся на уроке на основе систематического использования «живых» материалов, обсуждения не только вопросов к текстам учебника, но и актуальных проблем современного мира.

Использование интерактивной доски на уроках английского языка.

Использование такой доски дает возможность сочетать проверенные методы и приемы работы с обычной доской с набором интерактивных и мультимедийных возможностей. Интерактивная доска позволяет сопоставлять слова и их значения, выбирать правильный ответ, заполнять пропуски, таблицы, разгадывать кроссворды и находить  правильные ответы, расположить предметы на картинке в правильном порядке, находить слова, соответствующие картинкам, осуществлять активное комментирование материала: выделение, уточнение, добавление дополнительной информации и многое другое.

В интерактивной доске объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством, поэтому такая доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, а позволяет управлять процессом презентации, вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии, сохранять материалы урока для дальнейшего использования и редактирования.

Таким образом, учащиеся являются не просто зрителями, наблюдающими представленный материал, а имеют возможность поработать с доской, выполняя различные тренировочные упражнения.

Функции интерактивной доски:

  1. Помогает эффективно провести фонетическую зарядку. Разнообразные упражнения помогают вспомнить звуки, буквосочетания и правила чтения.
  2. Предоставляет учителю прекрасную возможность создать свои грамматические таблицы для наглядного введения грамматического материала.
  3. Интерактивная доска незаменима при введении лексического материала и для проверки запоминания введенных слов.
  4. Имеет богатую коллекцию интерактивных иллюстраций, которые могут разнообразить оформление презентации.
  5. Интерактивные тесты.

Использование ИД помогает экономить время урока, активизировать работу учащихся, сделать процесс обучения увлекательным.

Интерактивная доска может обогатить любой урок и сконцентрировать учащихся на учебе.

Но, при использовании интерактивной доски необходимо обратить внимание на 2 существенных недостатка:

  1. Временные затраты на подготовку урока очень велики.
  2. Необходимость временного ограничения работы с интерактивной доской (10-15 минут) на уроке из-за необходимости соблюдать санитарные нормы.

Сегодня предъявляются всё более высокие требования к обучению и практическому владению иностранным языком в повседневном общении и профессиональной сфере. Использование информационных технологий раскрывает огромные возможности компьютера, как средства обучения.

Проанализировав опыт применения  ИКТ на уроках иностранного языка и во внеурочное время, можно сделать вывод:

— мультимедийные технологии ускоряют процесс обучения:

— способствуют резкому росту интереса учащихся к предмету;

— улучшают качество усвоения материала;

— позволяют индивидуализировать процесс обучения;

— дают возможность избежать субъективности оценки.

Применение компьютерных технологий позволяет учителю:

—      наполнить урок новым содержанием;

— развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся;

—     формировать элементы информационной культуры;

— прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;

— поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;

—     идти в ногу со временем.

 

В заключении необходимо подчеркнуть, что внедрение в учебный процесс информационных технологий вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль. Но использование информационных технологий позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему  самостоятельному изучению английского языка.

 

Список использованной литературы:

 

  • Азимов Э. Г. Материалы Интернета на уроках англ. языка // «Иностранные языки в школе», — №1.
  • Бухаркина М.Ю. Мультимедийный учебник: Что это? // ИЯШ. 2001, №4, с.29—33.
  • Владимирова Л.П. Интернет на уроках иностранного языка //«Иностранные языки в школе», — №4.
  • Донцов Д. Английский на компьютере. Изучаем, переводим, говорим / Д. Донцов. – М., 2007.
  • Евдокимова М.Г. Компьютерные технологии обучения иностранным языкам: методологические и педагогические аспекты // Телекоммуникация и информатизация образования. 2001, №4, с.47—57.
  • Ефременко В.А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка// ИЯШ №8, 2007., с.18-21.
  • Карамышева Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. В вопросах и ответах. СПб.— Издательство «Союз», 2001.—192с.
  • Москалева И. С., Голубева С. П. Использование компьютерных технологий для профессиональной подготовки учителей иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2005. — №1. – С. 83-89.
  • Сергеева М. Э. Новые информационные технологии в обучении     английскому языку // Педагог. – 2005. – № 2. – с .162-166
  • Полат Е.С. Интернет во внеклассной работе по иностранному языку // ИЯШ 2001, №5, с.4—10.
  • Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка // ИЯШ 2001, №2,3



Источник: «Педсовет / Pedsovet.org»