Преемственность в реализации образовательных программ дошкольного и начального образования в соответствии с ФГОС


Преемственность в реализации образовательных программ дошкольного и начального образования в соответствии с ФГОС

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.

 

Преемственность в реализации образовательных программ дошкольного и начального  образования в соответствии с ФГОС

Слайд1  «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком»,-писал Л. С. Выготский

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.

Принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов дошкольного и начального школьного образования — важный этап преемственности деятельности детского сада и школы.

Задача ФГОС — учить детей самостоятельно учиться.

Важнейшая задача образования и его основной результат — это преемственность, создающая общий благоприятный фон для физического, эмоционального и интеллектуального развития ребёнка в ДОУ и начальной школе.

Преемственность с точки зрения детского сада- это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения.
Преемственность с позиции школы- это опора на те знания, умения и навыки, которые имеются у ребёнка на момент начала обучения.

Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования. 

Поэтому задачами преемственности детского сада и школы являются:

— развитие любознательности;

— развитие способности самостоятельно решать творческие задачи;

— формирование творческого воображения, направленного на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка;

— развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками).

Цель преемственности:

-создание успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.

— обеспечение системы непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.

— создание благоприятных условий в детскому саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.
При поступлении в 1 класс важна психологическая готовность ребёнка к школе.
Это такое состояние ребенка, которое позволяет ему овладевать новыми знаниями, принимать новые требования и чувствовать себя успешным в общении с учителями и одноклассниками.

Для реализации ФГОС в плане преемственности необходим ряд условий: сотрудничество детского сада и школы, которое осуществляется по трем основным направлениям.

  • методическая работа с педагогами:

Педагогический процесс — целостная система, следовательно, преемственность должна охватывать не только согласованность программ, но также цели, задачи, методы, средства, формы организации воспитания и обучения, и реализоваться через взаимодействие всех профессиональных уровней, включая работу воспитателя, учителя, педагога — психолога.

В нашей школе находится класс предшкольной подготовки и разновозрастная детсадовская группа. 

Слайд  2  

Педагоги нашей школы: учителя начальных классов, воспитатели класса предшкольной подготовки и  разновозрастной детсадовской группы, педагог психолог на совместном заседании ознакомились с требованиями ФГОС к выпускнику, обсудили критерии «портрета выпускника»,  наметили их пути решения, ознакомились с программами дошкольного  и начального образования. Требования к выпускнику детского сада и будущему первокласснику дают возможность  подготовить детей к безболезненному переходу на следующую ступень образования.

— Педагоги  рассматривают на совместных совещаниях вопросы  о возрастных особенностях развития ребенка, изучают образовательные технологии, используемые в ДОУ и начальной школе, обмениваются опытом, проводят взаимопосещения уроков в 1 классе и открытых занятий в подготовительном классе. Это позволяет лучше познакомиться с обстановкой и организацией жизни и обучения ребёнка, найти оптимальные приёмы, формы  и методы работы, оценить их эффективность.

 Педагог -психолог ведёт контроль за динамикой развития детей. По итогам тестирования «Готовность ребёнка к школе» обсуждаются сильные и слабые стороны воспитанника, даются конкретные рекомендации родителям при индивидуальном собеседовании перед поступлением в 1 класс.  Эта работа педагога – психолога продолжается на протяжении всей школьной жизни детей.

  • Следующее направление — работа с детьми

Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы.

Слайд 3 Дошкольники посещают школьный музей, библиотеки, общаются с учителями, учащимися начальных классов, которые рассказывают много интересного о своей школьной жизни.

Слайд 4 Школьники с радостью ходят в класс к детям подготовительной группы поделиться своими знаниями, результатами проектной деятельности.

Слайд 5 Дошкольники являются не только зрителями внеклассных мероприятий начальной школы, но и их участниками. Так же учащиеся начальной школы привлекаются к участию в праздниках класса предшкольной подготовки и разновозрастной группы.  Ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников,  развить у них интерес к школе, желание учиться.

Слайд 6 

 Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями:

-на родительских собраниях родители получают информацию, необходимую для подготовки детей к школе;

— педагоги  и воспитатели  школы консультируют их по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения.

На общешкольных родительских собраниях они знакомятся с событиями школьной жизни, изменениями, связанными с нормативно — правовой базой.

    Родители в любое время могут посетить занятия в подготовительной группе и уроки в 1 классе.

Традиция привлечения родителей к активному участию в мероприятиях  класса предшкольной подготовки и разновозрастной детсадовской  группы сохраняется и в начальной школе.                                                                                        

   Коллектив школы старается поставить работу с родителями так, чтобы родители доверяли образовательному учреждению и уважали систему школьного образования.

Слайд 7

Согласованная и дружная работа школы по вопросам преемственности дошкольного и начального образования позволит достичь ребенком такого уровня физического, умственного, нравственного и эстетического развития, который создаст необходимую основу для его активного вхождения в новые условия школьного обучения и сознательного усвоения учебного материала.

 

 

 

 

 

 



Источник: «Педсовет / Pedsovet.org»