Поколение Z как результат современного образования


Поколение Z как результат современного образования Примеры уроков для поколения Z

В статье идет речь о современных парадигмах образования, о том, какое поколение появилось в результате, и о том как с этим поколением работать.

 

«ПОКОЛЕНИЕ Z» КАК РЕЗУЛЬТАТ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы планирования урока иностранного языка в соответствии с требованиями ФГОС с учетом развития современной сферы образования и ее особенностей; раскрывается понятие «поколение Z». Автор делится практическим опытом проведения урока для современного поколения.

Ключевые слова: нестандартная форма урока, нестандартные методы обучения, системно-деятельностный подход, игровые технологии, геймификация, мотивация.

 

С внедрением федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО)акценты сместились на деятельность обучающегося по изучению иностранного языка, точнее на его взаимодействие, сотрудничество с одноклассниками и преподавателем. Стало необходимо организовать такой процесс обучения, который исключает банальное прохождение учебника, выполнение учебных действий, цель которых не осознают в полной мере ни обучающийся, ни учитель.

Еще в 80-е годы педагог-теоретик М.И. Махмутов указывал на значимость и важность новых подходов в разработке урока. Он отмечал, что большинство учителей придерживаются структуры традиционного урока при выполнении любой дидактической задачи, будь то формирование новых знаний или выработка навыков. По его мнению, это объясняется не только теоретической неразработанностью структуры современного урока. В течение десятилетий у преподавателей вырабатывался умственный навык построения традиционного урока, что послужило неким психологическим барьером, преодолеть который возможно только осознав, что опрос, изложение, закрепление не главная цель учителя и что урок можно построить на основе других целей, по другой схеме[Махмутов, 1981: 184].

Высказанная М.И. Махмутовым идея и по сей день остается актуальной. Несмотря на ФГОС и предъявляемые им требования,  как к обучающемуся, так и к преподавателю, многие учителя продолжают работать по привычной схеме. Принцип традиционного урока: «Делай как я – и все будет правильно!».  Время показало, что данный принцип совсем не эффективен. Современному обществу нужны молодые люди, которые смогут сами определять проблему, самостоятельно задавать вопросы, а затем и отвечать на них, принимать решения и делать выводы [Асмолов, 2009: 36].

Содержание урока как отражение содержания обучения иностранным языкам должно включать задания, в ходе которых обучающиеся помимо знаний, навыков и умений, приобретают опыт творческой деятельности и эмоционально-оценочного отношения к миру [Лернер, 1989: 185].Этот факт заставляет нас говорить о новых формах урока – нестандартных. Сама форма такого урока способствует выработке позитивного отношения к учебе.

ФГОС нового поколения ориентирует все образовательные учреждения на создание условий для достижения обучающимися метапредметных, предметных и личностных результатов обучения посредством формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Основными формами учебных занятий становятся: уроки – консультации, уроки – взаимодействия, уроки – исследования, уроки – проекты, уроки – игры, интернет уроки, видео уроки т.д.

Особенно актуальны в последнее время стали интернет и видео уроки. Это и не удивительно, ведь по мнению сторонников «теории поколения», сейчас настало время Поколения Z (Generation Z). Это поколение 2000 года рождения, своеобразное переходное поколение из 20 века в 21. Главной особенностью подростков этого возраста является то, что  это дети мультимедийных технологий. Они родились в информационном обществе и связаны друг с другом такими вещами как Интернет, мобильные телефоны и т.д. Они приближаются к информации максимально и отлично с ней работают. Синонимом Поколению Zможет послужить английский термин «Digital Native» («Цифровой Человек»). Американский психолог Шерри Постник-Гудвин считает, что дети Поколения Z предпочитают не разговор, а текстовое сообщение. Они часто общаются в социальных сетях с людьми, которых никогда даже не видели, редко выходят на улицу, не представляют жизни без гаджетов, не видели мир, в котором нет технологий, предпочитают книгам компьютеры. Он указывает на тот факт, что такие дети взрослеют значительно быстрее, чем дети предыдущих поколений [Сапа, 2014].  Как же их обучать? Известный американский специалист в области обучения детей и взрослых Дж. Коатс, автор книги «Поколения и стили обучения» [Коатс, 2011: 121], предложил «подсказки» для грамотного построения урока с учащимися Поколения Z. Вот некоторые из них: 1) хорошо структурированный учебный процесс:  Поколение Z растет в мире логики и порядка, им всегда нужно четко знать что и когда от них требуется; 2) обратная связь: современные учащиеся хотят знать верны ли их предположения, допускают ли они ошибки; 3) поколение Z отлично воспринимают визуальную информацию, поэтому материал должен быть «ярким и зрительным»; 4) преподаватель не должен бояться показать, что не знает чего-либо или знает чуть хуже, чем его ученики. Наоборот, признав это, вы позволите учащимся данного поколения продемонстрировать свои знания, и они будут чрезвычайно благодарны, если вы проявите неподдельный интерес; 5) мышление в позитивной форме способствует умственной активности, поэтому материал следует подавать в оптимистичном тоне; 6) нельзя предоставлять учащимся избыточную информацию, так как Поколение Z является более точным и концентрирует свое внимание только на то, что необходимо усвоить. Более того, учащиеся будут сознательно игнорировать этапы «закрепления» материала; 7) огромное значение имеет устная коммуникация. Именно она стимулирует головной мозг, развивает память и создает более динамичный процесс обучения[Сапа, 2014].

Ученикам нравится работать с компьютером, что является дополнительным мотивационным фактором. Современные педагогические технологии помогают реализовать личностно-ориентрованный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности.

Нестандартные формы урока дают возможность обучающимся развивать свои личностные качества и, конечно же, творческие способности, ценить роль знаний и применять их на практике. Целью  нестандартных  уроков является погружение обучающихся в мир прекрасного, приобщение их к образцам родной и иностранной культуры через формирование понимания жизни и активного отношения к действительности.

Для того, чтобы реализовать нестандартный урок в полной мере, следует соблюдать некоторые принципы. Во-первых, необходимо отказаться от традиционных шаблонов организации урока. Задача преподавателя состоит в максимальном вовлечении учащихся в активную деятельность на уроке. Кроме того, учитель должен поддерживать множественность мнений и «скрыто» дифференцировать обучающихся по их учебным способностям, интересам и склонностям. Для урока иностранного языка также важна мотивация обучающихся к общению, осуществлению коммуникативной деятельности.  Очевидно, что изменение формы и содержания урока требуют применения новых способов контроля знаний. При планировании нестандартных уроков учителю необходимо тщательно продумывать, каким образом будет осуществляться рефлексивная деятельность.

Обучение иноязычному общению традиционно основывается на коммуникативной технологии, в рамках которой преподавателями активно применяются игры различных типов. Игра – это чаще всего спонтанность: спонтанность действий, речи, а сюжет может быть оглашен преподавателем непосредственно на занятии, а еще лучше, когда сюжет и тематику угадывают сами обучающиеся. В соответствии с коммуникативной технологией учащиеся могут выйти на общение со сверстниками [Гальскова, 2000: 192].

Сегодня игровые технологии применяются настолько широко, что в современной методической литературе процесс их использования получил название  «геймификация». «Под геймификацией понимается применение игровых методик в неигровых ситуациях. Опыт пока зал, что использование этого подхода позволяет значительно увеличить эффективность образовательного процесса» [Варенина, 2014].С помощью игр, учащиеся вовлекаются в образовательный процесс, а также получают дополнительную мотивацию. Геймификация раскрывает творческие способности личности, а на уроках английского языка дает возможность охватить учебный материал в полном объеме, аккумулировать  все четыре вида речевой деятельности – чтение, аудирование, говорение, письмо, а также четыре аспекта иноязычной культуры – познавательный, воспитательный, развивающий и учебный, притом в развлекательной форме.

Невозможно в полной мере описать, какое значение имеет игровая технология. Нельзя оценить и исчерпать ее развлекательно-реактивными возможностями. В этом и заключается ее феномен. Являясь развлечением, она может перерасти в обучение, творчество, моделирование отношений человека. В современном образовании, использование игровых технологий рекомендуется настоятельно.

Несомненно, подготовка и поведение нестандартного урока требует от преподавателя большой работы. При этом получаемый на выходе результат всегда оправдывает все трудозатраты: обучающиеся не только лучше осваивают предлагаемую тему, но и получают дополнительную мотивацию к изучению иностранного языка в дальнейшем.

Итак, приведем пример нестандартного урока английского языка по теме «Еда» (Food), проведенного в 5 классе. Целью урока        являлось формирование лексических навыков по теме.

Зайдя в класс, обучающиеся увидели перед собой не учителя, а повара в фартуке и колпаке, нарезающего овощи для салата. Такой непривычный образ преподавателя удивил учеников: они мгновенно включились в урок и при помощи наводящих вопросов поняли, что им  необходимо было составить меню для пилотов и рассказать о том, как приготовить различные блюда.

На этапе актуализации знаний обучающимся было предложено выполнить задания на сравнение звучания слов (названий продуктов) из разных языков. Например, скажите по-английски: grappe (French), oleo (Spanish), batata (Portugese), albaricoque (Spanish), oignon (French), caboche (French)или посмотрите на картинку и скажите по-английски: цель – вспомнить и повторить слова по теме «Food».Не на каждом уроке есть возможность провести аналогию между английским языком и другими иностранными языками, но как показывает опыт, обучающиеся отлично восстанавливают английский вариант, когда слышат или видят похожее слово на незнакомом языке. Такой вариант отработки слов вызывает большую заинтересованность, пробуждает интерес к изучению предмета.

После того, как необходимые лексические единицы активизированы, преподаватель на основе наглядности вводит названия новых продуктов. Имея перед собой целый список, ученики выдвигают гипотезу о том, какие же блюда можно приготовить из предложенных им продуктов.  При этом нельзя забывать о том, что обед предназначен для летчиков. Это значит, что блюда должны быть не только вкусными, но и полезными. На данном этапе у обучающихся есть возможность проявить себя, ведь вариантов различных блюд может быть множество. Интересно отметить, что даже мальчики проявляют себя как знатоки не только русской, но и международной кухни. Предлагаемые ими варианты блюд могут быть неожиданными и интересными.

После выдвижения гипотезы обучающиеся предлагают пути решения проблемы в ее подтверждение – ответ на вопрос «HOW will we cook?». Очевидно, что для ответа на данный вопрос необходимо вспомнить глаголы. Преподаватель предлагает сделать это в нестандартной форме, форме рэпа.

Сначала, учащиеся не понимали, почему преподаватель, стоя перед ними на уроке вдруг начинает читать рэп, а потом и показывать различные движения, изображая действия, происходящие при приготовлении пищи: peel (чистить), cut (резать), add (добавлять), mix (смешивать). Возникает некая скованность. Это естественная реакция учащихся, которые привыкли к более традиционным, обыденным методам обучения. Постепенно взаимодействуя друг с другом, а также с преподавателем, каждый из учеников забыл о сомнениях и скованности. Интерес пробудился, и теперь важно лишь то, что с помощью такого более нестандартного метода есть возможность погнаться, а самое главное ухватить двух зайцев: повторить глаголы и немного расслабиться и повеселиться.

Итак, подготовительная работа завершена, преподаватель помог обучающимся активизировать все необходимые знания для того, чтобы они могли составить меню обеда для летчиков и рассказать, как они могут приготовить каждое из блюд. Ученики делятся на три группы, каждой из которых предлагается подробно рассказать об одном из блюд.  Работа в группах на этапе открытия нового знания – неотъемлемая составляющая уроков английского языка. Такая форма работы позволяет сформировать не только коммуникативные (умение договариваться, приходить к общему мнению в совместной деятельности), но также познавательные (структурирование, установление причинно-следственных связей) и предметные умения. В качестве опоры каждой из групп предлагается схема, заполняя которую обучающиеся смогут выполнить задание.

Нельзя забывать, что в 5-м классе обучающиеся особенно активны и для них немаловажными являются игровые технологии. «Гостем» урока может стать настоящий повар с драгоценным сундучком, наполненным продуктами. Такая деталь значительно оживит урок, будет способствовать повышению интереса к теме  и мотивации обучающихся.

В завершении групповой работы обучающиеся представили результат своей деятельности: рассказали, из чего состоит полноценный обед военного летчика и как этот обед приготовить, а также предложили самостоятельно составленную схему его приготовления. Перед тем как выслушать ответы, преподаватель представил обучающимся  образец. Это является неотъемлемым требованием преподавания по новым стандартам: обучающиеся обязательно должны видеть подтверждение своей гипотезы и иметь возможность анализировать.

В качестве рефлексии можно предложить ответить на следующие вопросы:

  • Что нового вы узнали сегодня на уроке?
  • Что вам понравилось?

А также, можно использовать картинки, как указатель на то, в каком настроении находятся учащиеся после урока. Картинки касаются темы урока: яблоко – все понравилось, баклажан – сомневаюсь, лук – ничего не понравилось.

Нестандартная форма урока, которая включает в себя реализацию системно-деятельностного подхода с использованием элементов современных образовательных технологий на уроках английского языка, прежде всего, вызывает личную заинтересованность обучающихся, пробуждает в них творческие способности, несет в себе большой потенциал. Ведь, как сказал Сенека, «для жизни, а не для школы учимся мы». А в новой парадигме образования главным является личностный результат. Скучный доклад о том, что входит в состав меню военного летчика вряд ли вызвал бы какой-либо интерес у обучающихся. В рамках современного урока учащимся интереснее проявить себя в качестве участника, исполнителя действия, прочувствовать на себе, окунуться в процесс обучения, стать добытчиком новых знаний.

Девизом современного урока становятся такие пословицы как «Practice makes the master» или «Practice makes perfect», и это не удивительно. В рамках современного урока обучающиеся задействуют все свои рецепторы – слух, зрение, обоняние и осязание, таким образом лучше усваивая тему урока.

Если правильно и логично выстроить занятие, то обучение из сложной и утомительной необходимости может превратиться в увлекательное путешествие в мир незнакомого языка. Таким образом, задача преподавателя на всех этапах обучения детей иностранному языку состоит, прежде всего, в том, чтобы найти максимум педагогических ситуаций, в которых может быть реализовано стремление ребёнка к познавательной деятельности, активно использовать различные подходы и приёмы в построении уроков английского языка. Процесс обучения должен постоянно совершенствоваться педагогом, что позволит учащимся детям качественно и эффективно усваивать программный материал.

Применение нетрадиционных форм уроков– это огромный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Внутри таких уроков гораздо активнее и быстрее происходит пробуждение познавательного интереса, возможно потому, что человеку по своей природе нравится играть, а возможно причина этому то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности.

Нетрадиционные же формы уроков способны даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся, так как они эмоциональны по своей природе. На таких уроках возможно вовлечение каждого в активную работу, эти уроки противостоят пассивному слушанию или чтению.

В современной методике преподавания иностранных языков очень важно найти инновационные, нестандартные методы и формы организации учебной деятельности. Таким образом, задача преподавателя – находить и использовать методики, которые бы смогли объединить его с учащимися в одно целое, при этом повышая роль самостоятельной деятельности учеников в процессе обучения.

 

 

 

 

Литературные источники:

  1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 – №4. – 36 с.
  2. Варенина Л.П. Геймификация в образовании//Историческая и социально-образовательная мысль. – М.: ИСОМ, 2014. — № 6. – С. 314 – 317.
  3. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. – М.: Арти-Глассо, 2000. – 192 с.
  4. Коатс Дж. Поколения и стили обучения. – М.: МАПДО – Новочеркасск, 2011. – 121 с.
  5. Лернер И.Я. Состав содержания общего образования и его системообразующие факторы//Теоретические основы процесса обучения/ Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лерненра. – М., 1989 – 185 с.
  6. Махмутов М.И. Современный урок: Вопросы  теории. – М.:  Педагогика,1981. –     184 с.
  7. Сапа А.В. Поколение Z – поколение эпохи ФГОС//Инновационные проекты и программы в образовании. – М.: Роспечать, 2014. — №2. – С. 24-30.



Источник: «Педсовет / Pedsovet.org»