Особенности подбора репертуара в хореографическом коллективе


Особенности подбора репертуара в хореографическом коллективе

В настоящее время в сфере дополнительного образования очень востребовано направление хореографии. Для того, чтобы интерес детей к этому виду искусства не ослабевал, перед педагогами, стоит нелегкая задача, основываясь на фундаментальных знаниях хореографической школы, развивать и совершенствовать наработанный материал.

Особенности подбора репертуара в хореографическом коллективе

 

В настоящее время в сфере дополнительного образования очень востребовано направление хореографии. Для того, чтобы интерес детей к этому виду искусства не ослабевал, перед педагогами, стоит нелегкая задача, основываясь на фундаментальных знаниях хореографической школы, развивать и совершенствовать наработанный материал.

Почему родителей и детей интересует хореография?

1. Дружный коллектив.

Важно грамотно строить внеурочную работу с обучающимися. (Празднования дней рождений, организация конкурсов внутри коллектива, тематических чаепитий и т. д.), для создания комфортной доброжелательной, уютной обстановки в коллективе.

2. Авторитет и личность педагога.

Умение поддерживать интерес к предмету, использовать современные методики преподавания, найти индивидуальный подход к каждому обучающемуся.

3. Концертные и конкурсные выступления

В этом пункте хотелось бы остановиться на особенностях постановочной работы в хореографическом коллективе и объяснить, почему этот пункт имеет огромное значение для развития коллектива.

Любой хореографический коллектив демонстрирует результаты своей работы на открытых занятиях, концертах и конкурсах. Для того, чтобы коллектив был конкурентно способным и востребованным, важно иметь грамотно подобранный репертуар, который станет визитной карточкой коллектива.

Хороший репертуар — это залог успешного развития коллектива. С чего стоит начать эту работу:

1. Определить направление работы коллектива;

2. Разделить обучающихся на подгруппы, для того, чтобы каждый в равной степени нес ответственность за общий результат;

3. Построить работу по подготовке разноплановых номеров.

На первом году обучения не стоит гнаться за сложными номерами, это должны быть элементарные синхронные движения, с личным эмоциональным отношением, где обучающиеся смогут продемонстрировать умения и навыки, которые успели освоить. И лишь спустя какое-то время, можно ставить постановочные характерные номера, которые составят достойный репертуар и станут визитной карточкой хореографического коллектива.

Также важен гендерный аспект. Умение ставить танцы на девочек,  на мальчиков, а также работать в смешанных группах. Особенная сложность, когда девочек больше, чем мальчиков и нужно грамотно находить пути решения проблемы.

В коллективах, работающих в разных танцевальных направлениях, соответственно должен быть разный репертуар, но можно подобрать такую классификацию, которой может пользоваться каждый руководитель. Есть основы, приемлемые ко всем направлениям хореографии, такие как этюды.

Если говорить о репертуаре коллектива, то начать нужно с элементарных этюдов, которые должны быть в копилке любого ансамбля. Танцевальный этюд состоит из нескольких танцевальных фраз, имеет целью выработку технических навыков исполнения. [1] Этюды бывают нескольких видов:

1. На закрепление выученных движений (комбинации) и рисунка танцев.

2. Сюжетные, образные и сольные танцы

3. Танцы народов мира и игровые танцы.

Разучивание этюдов и дальнейшее их исполнение на каждом занятии приносит очень хорошие результаты. Во-первых, это оттачивание определенных элементов, во-вторых, это умение работать в группе, в-третьих, развитие синхронного исполнения. Зачастую хорошие этюды рождают идеи для полноценных номеров.

1.Изучать и закреплять рисунки движения и перестроения на первоначальном этапе лучше всего на основе русского народного танца.

1.1.Русская кадриль. Название «кадриль» имеет общие корни в французском языке (quadrille), кадриль возникла во Франции как бальный танец, образовавшись от английского контрданса. Контрданс танцевали в XVII веке английские крестьяне, а кадриль распространилась в салонах Франции и других европейских стран в XVIII — XIX веках.[2]

Из огромного множества кадрилей по форме композиционного построения можно выделить три группы: квадратные (угловые), линейные (двухрядные) и круговые. Эти формы построения не всегда выдерживаются от первой фигуры до последней: обычно смешиваются линейные и круговые или угловые и круговые кадрили, при этом смешение происходит чаще всего внутри определённой фигуры. В ряде кадрилей встречаются фигуры с другими формами построения.[3]

Кадрили можно ставить даже на группы первого года обучения, очень простая форма для исполнения, запоминания, и она очень нравится детям. Для более подготовленных детей можно ставить сюжетные.

1.2 Наиболее популярным жанром русского народного танца является хоровод. Пластическое выражение песни, иллюстрация текста песни, действенность, зрелищность, выражение образа песни, передача характера, настроения — вот далеко не полный перечень основных задач хоровода. Хороводы, изображающие орнамент, узоры, фигуры, кружева называются орнаментальными хороводами Особенностью орнаментальных хороводов, поставленных народом, отличающей их от постановок профессиональных балетмейстеров, является небольшое количество рисунков; строгое соблюдение формы: жанр хоровода выдержан как музыкально (количество куплетов и повторов может быть не ограничено), так и пластически (движения танцующих незамысловатые, учитывающие привлечение в хоровод непосвященных исполнителей, фигуры хоровода вытекают одна из другой, подчинены логике традиционных видов деятельности народа — ткацкого производства, земледелия, обустройства быта. исполнение под хороводные песни, описывающие красоту русской природы, изображающие трудовые процессы, быт народа.[4] Виды хороводов: игровой, орнаментальный, плясовой танок.

2. Сюжетные и образные танцы.

2.1 Каждый сюжетный номер обязательно должен иметь определенную идею, и выстроен по всем правилам драматургии, иначе танец может стать «пустышкой», то есть исполнение бессмысленных движений под музыку. Часто идею рождает музыка. И от хорошего музыкального материала зависит судьба будущего танца. Каждый хореограф должен подбирать музыку, основываясь не только на собственных интересах, но и на интересах обучающихся. Если музыка заинтересовала детей, и они «загорелись», значит 90% успеха обеспечено.

Концепция построения сюжетного номера:

1. Экспозиция (Представление героев, ввод зрителя в атмосферу номера)

2. Завязка (Зарождение конфликтной ситуации)

3. Развитие действия (Поиск решений, путей выхода их конфликтной ситуации)

4. Кульминация (Наивысшая точка в развитии действия)

5. Развязка (Разрешение конфликтной ситуации)

А также можно закончить номер на кульминации.

2.2 Образные танцы строятся иначе. Здесь не обязательна драматургия, представленная выше, здесь важно передать идею номера через движения, рисунки танца, манеру исполнения,  а также характер задуманного образа. Образный танец — это ярко выраженный по смыслу танец, не имеющий конкретного сюжета («Березка», Веснянка).

Многообразие хореографических образов:

а) Образы природы в танце (весна, снежинки, цветы, звезды, березка, волна, огонь, северное сияние и т.д.)

б) Образы животного мира:

— насекомые: стрекоза, бабочка, паук, шмель;

— обитатели водного мира: рыба, осьминог, рак;

— птицы: лебеди, чайка, аист, цыплята;

— звери: заяц, медведь, лиса, кошка, собака;

Очеловечивание образов животного мира. Роль изучения внешних признаков и особенностей их поведения для нахождения характерных танцевальных движений.

в) Многообразие образов человека:

-мать, девушка, юноша, старик, невеста, старушка, моряк, солдат, студент, рабочий, ученый, летчик- космонавт, бюрократ, подхалим, хулиган, тунеядец, стиляга, хвастун, пьяница, герой, трус, скромный, робкий и т.д.

г) Детский танец и танец для детей.

Примеры сказочных образов: Дед мороз, Снегурочка, принц, Золушка, царица, Бармалей,Баба-яга, Буратино, Чипполино, Незнайка и т.д.

2.3 Сольные номера

В копилке хореографического коллектива обязательно должны быть сольные номера.

Сольные танцы можно ставить только в том случае, когда педагог видит потенциал определенных обучающихся, которые смогут воплотить его идею не только через хореографию, но и через актерское перевоплощение. Сольные танцы могут быть разных видов. Вариации классического наследия, вариации на русско-народном материале, сюжетные и образные номера и т.д.

3. Танцы народов мира и игровые танцы.

3.1В очень многих программах по хореографии есть раздел — народные танцы. Это очень хорошая тенденция, которую перенимают хореографы. Я считаю, что обучающие должны знать не только основы русского танца, но и основы танцев других народов. В детских коллективах очень востребованы белорусские, украинские, болгарские танцы и т.д. Финские и эстонские польки. Для детского восприятия они очень просты. Здесь важно подобрать интересную музыку и продумать игровой сюжет. Также можно стилизовать любой народный танец, это придаст современный акцент.

3.2 Всегда ценятся коллективы, которые ставят номера на тему гражданско-патриотического воспитания. Нужно, чтобы дети понимали важность таких номеров в репертуаре коллектива. Это воспитывают национальный дух, повышает уровень культуры обучающихся. Например, танцы на тему Великой Отечественной войны, танцы на тему Родины.

3.3.Концертные номера к определенным праздничным датам.

Танцы к Международному женскому дню 8 Марта, Дню защитника Отечества 23 февраля, ко Дню учителя и т.д. Такие номера должны передать атмосферу праздника. Это может быть веселый танец под задорную музыку без особой смысловой нагрузки, главное передать зрителям настроение и позитив. Очень актуальными сейчас стали номера с предметами. Это очень выигрышное решение, особенно в детских коллективах, когда обучающиеся еще не могут справиться со сложной техникой.

 

В заключении хочется отметить, что репертуар хореографического коллектива обязательно должен состоять из разнохарактерных разноплановых номеров. Дети должны уметь танцевать в разных стилях, будь то классическая композиция, русско-народный танец, или же композиция под современные эстрадные ритмы. Таким образом, создание репертуара — это очень большая, кропотливая работа, которая дополняется педагогами ежегодно чем-то новым, прислушиваясь к интересам обучающихся, новым тенденциям в современной хореографии, что способствует становлению и развитию коллектива и несомненно работает на его дальнейший успех.

[1] Народный танец. Русские народные танцы // Народная художественная культура. Учебник / под ред. Т. И. Баклановой, Е. Ю. Стрельцовой. — М.: МГУКИ, 2000.

[2]Энциклопедический словарь Брокгауза иЕфрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

[3] Народный танец. Русские народные танцы // Народная художественная культура. Учебник / под ред. Т. И. Баклановой, Е. Ю. Стрельцовой. — М.: МГУКИ, 2000.

[4] Народный танец. Русские народные танцы // Народная художественная культура. Учебник / под ред. Т. И. Баклановой, Е. Ю. Стрельцовой. — М.: МГУКИ, 2000.



Источник: «Педсовет / Pedsovet.org»