Особенности методики преподавания дисциплины «История» в условиях колледжа


Особенности методики преподавания дисциплины «История» в условиях колледжа

Популяризация знаний по истории и другим гуманитарным дисциплинам, кластерная образовательная технология, программное обеспечение.

СТАТЬЯ

Особенности методики преподавания дисциплины «История» в условиях колледжа

АВТОР

Преподаватель ТОГБПОУ «Уваровский химико-технологический колледж» Карпук Наталия Николаевна

 

 Методика преподавания истории в колледже имеет свои особенности.  История — не основной предмет, но, используя разнообразные технологии, создавая необходимые условия  в учебной и внеаудиторной работе, преподаватель стремится сформировать общеобразовательные компетенций, демонстрируя, что  интеллектуально развитые личности успешнее в профессиональной деятельности и более востребованы на рынке труда. Студент должен знать уже с первого курса обучения модель  современного компетентностного специалиста, знать связь предлагаемого учебного материала с их будущей специальностью, перспективами технического, экономического и социального развития общества. Все это повышает мотивацию к обучению, к более глубокой восприимчивости теории и готовности применения её к практическому действию. Таким образом, осуществляется  кластерная  направленность. Вообще преподавание истории и других дисциплин общегуманитарного и социально-экономического циклов в колледже предусматривает идею популяризации исторических знаний, обсуждение значимых событий и дат, т.к. ставить цель достижения высот в познании этого материала обучающимися технических специальностей нереально.

Важнейшей формой реализации кластерной технологии силами историка является программное обеспечение учебной деятельности. В силу того, что преподавание истории осуществляется в группах разных специальностей, поэтому необходимо сделать акцент на формирование модели успешного электрика, информатика, строителя, юриста.

При составлении рабочей программы на основе примерной в соответствии с ФГОС   идет отбор, дифференциация  материала, предлагаемого для обучающихся разных специальностей. На уроках истории для спец. 08.02.01 « Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» больший упор делается на тематику «Архитектура в разные периоды истории». Так, в рабочей программе, при изучении разделов 4-5« От Древней Руси к Российскому государству», «Россия в ХVI— ХVII веках: от великого княжества к царству» предусматривается в рамках практического занятия рассмотрение темы  «Деревянное и каменное зодчество», когда  обучающиеся с использованием Интернета создают презентации « Московский Кремль»,  «Монастырские комплексы-крепости», « Своеобразие новгородско-псковской архитектуры», «Своеобразие владимиро-суздальской архитектуры». На занятиях «Культура XVIII – XIX вв.»  рассматриваются вопросы «Архитектура Д. Трезини, В. В. Растрелли в русской культуре XVIII века», «Новые художественные стили: классицизм, барокко, рококо эпохи просвещения», «Ампир, классицизм в  русской культуре XIX века». При изучении новейшей истории зарубежных стран обучающиеся составляют презентации о достопримечательностях Франции, Англии и других стран, совершаются виртуальные экскурсии. Обучающиеся с интересом смотрят видео, например,  «Архитектура средневекового западноевропейского города». Кроме этого, обучающиеся, в том числе и из групп специальности 08.02.01 « Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», участвуют в  организованных энтузиастами при содействии  турбюро экскурсиях по городам Золотого кольца России, в Москву.

Для специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей» (ТОП-50) акцент делается на уровень развития машиностроения в разных странах мира, крупнейшие автоконцерны, марки автомобилей, конкурентности их на мировом рынке. Рассматриваются темы «Русские изобретатели И. И. Ползунов, И. П. Кулибин», «Е. А. Яковлев (1857–1898 гг.) и П. А. Фрезе (1844–1918 гг.) — создатели первого русского автомобиля» «Автомобили и воздухоплавание», «Автомобильная отрасль в США, Японии», «Даймлер и Бенц – основоположники автомобилестроения (Германия. 1885 г.)», «Автомобилестроение во Франции» и др.

В рабочей программе спец. 40.02.01« Право и организация социального обеспечения»  акцент делается на становление пенсионного обеспечения в нашей стране, реформах проводимых в этой сфере. Система социального обслуживания и предоставления социальных услуг, пенсионное, медицинское  обеспечение являются видами социальной защиты населения в Российской Федерации.

Для специальности 23.04.01 Информационные системы (по отраслям) и  для специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование» (ТОП-50) больше времени в соответствии с рабочей программой уделяется на историю развития информационных технологий, сетевых ресурсов. Рассказывается о распространении в  конце ХХ — начале XXI века информационных технологий в различных сферах жизни общества, о создании   в 1969 году компьютерной  сети ARPANET, когда  все работы финансировались за счёт Министерства обороны США, сети NSFNet   (1984 г.) Последним крупнейшей технологией является создание цифрового телевидения, свидетельствующая о новом этапе научной революции.

В рабочей программе специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатации и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)» необходимо при распределении времени уделить большее внимание на зарегистрированное в   1992 г. Российское акционерное общество энергетики и электрификации, проблемы развития  атомной промышленности и энергетики в Энергетической стратегии (2005-2020гг.), состояние  энергосистем пяти европейских регионов России (Северо-Западного, Центрального, Поволжского, Уральского и Северо-Кавказского).

 Обучающихся технических  специальностей на уроках истории  ориентирую на посещение сайтов   «История России: изобретения, открытия, ремесленные шедевр http://www.examen.ru/db/Examine Base/cours _id/446949E86F6B0184C3256B380059C563/defacto_test.html),  Грушевский С. История автомобилестроения http://www.free-lance.ru/users/cooperilla/portfolio/, История автомобилестроения [Электронный ресурс]: http://avtohis – tory.by.ru/, История автомобилестроения в «Крокус-Экспо» // AutoWeek [Электронный ресурс]: http://www.autoweek.ru/review/exhibitions/16663/. – 09.03.2007, Люди и автомобили [Электронный ресурс]: http://www.peoplecar.ru/ page7.html, http://www.volgatrade.ru/show.php? show=istoriya, «Архитектура России» (http://www.arehi.ru/Start.htm), для гуманитариев «Клио» (http://kleio.dcn-asu.ru/rindex.shtml) —  сайт Ассоциации «История и компьютер».                                                                                                                        

Исторические знания имеют огромное значение в формировании гражданской идентичности, в воспитании патриотизма, в решении вопросов нравственного воспитания.  На базе кабинета реализуется программа воспитательной работы, включающая проекты, мероприятия, связанные с реализацией поставленных целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Источник: «Педсовет / Pedsovet.org»