Описание методики обучения чтению с помощью мобильного приложения «Сказбука»


Описание методики обучения чтению с помощью мобильного приложения «Сказбука»

Статья наглядно описывает методику обучения чтению, которая применяется для подготовки детей к школе. Показана на примере мини-игры обучающего мобильного приложения.

Приложение представляет собой образовательную  платформу по подготовке к школе. В него входят мини-игры по обучению математике, английскому языку и чтению.

Эта статья описывает методику, помогающая ребенку приобрести функции, необходимые для освоения навыка чтения:

-Фонематический слух

-Зрительное восприятие

-Зрительную память

-Сукцессивные функции

-Функции анализа и синтеза

Параллельно идет собственно освоение навыка чтения.

Каждый уровень мини-игры по чтению   представляет собой изображение платформ и плавающих над ними шаров с буквами/словами/слогами. Буквы/слоги произносятся вслух, ребенок должен расположить шары в соответствии с предназначенными им местами, чтобы выполнить одну из задач: разделить буквы друг от друга (знакомство с буквой), составить слог, составить слово.

КАРТИНКА 1

Мини-игра по обучению чтению мобильного приложения «Сказбука» реализована с соблюдением нескольких принципов, каждый из которых отвечает одной из двух или двум сразу основным задачам, поставленным при создании методики:

 

  • Повысить эффективность обучения, т.е. сделать его достаточно эффективным для того, чтобы при соблюдении ограничений по допустимому времени использования экрана в сутки, общее время обучения чтению оставалось минимальным.
  • Не допустить неправильного формирования функции чтения («глобальное чтение»).

 

Реализованные принципы:

 

  • Единицей обучения является буква. Каждая новая буква вводится отдельно: вне слога и слова, и только после усвоения ее образа и твердого соотнесения с обозначаемым звуком ребенку предлагается использовать её при составлении слогов и слов.
  • Поскольку предлагаемая методика ставит своей целью не знакомство с буквами, но обучение чтению, сразу после знакомства с минимальным количеством букв программа предлагает перейти к их слиянию в простые слова. Тем самым обеспечивается понимание ребенком цели изучения букв, они не остаются для него разрозненными знаками, но элементами слогов и слов. Этот принцип ранее был использован в «Букваре» В.Горецкого (1971), в «Азбуке» Н. Жуковой (1999).
  • Буквы вводятся не в порядке их размещения в алфавите, а на основании того, как часто они используются в словах. Это делается для того, чтобы как можно быстрее перейти к чтению простых слов с использованием минимального набора букв.
  • Мы слышим звуки, которые обозначают буквы, а не их названия в алфавите. Существуют специальные уровни, в которых ребенок должен соотнести букву с обозначающим ее звуком, а не с изображением:

 

КАРТИНКА 2

Буквы даны в естественном начертании, они реализованы в виде знаков, а не в виде картинок, изображающих предмет, похожий на букву (такой метод иногда используется в бумажных пособиях для обучения чтению). Это сделано для того, чтобы исключить возможность зрительной обработки буквы как изображения, а акцентировать внимание ребенка на том, что буква —  это знак, и должна обрабатываться как знак.

КАРТИНКА 3

С этой же целью в методике используются буквы разных начертаний (основное и курсивное) двух разных шрифтов, один из которых является шрифтом с засечками, а второй – без.

Дополнительно в методике используются прописные и заглавные буквы, что также способствует усвоению семиотической природы буквы и условности её изображения, а не привыканию к отдельному её образу, что может а дальнейшей повлиять на изменение скорости чтения при смене шрифта.

Если ребенок допускает ошибки в распознавании буквы, ему предлагаются дополнительные уровни, в которых нужно разделить букву с наиболее на нее похожими – это позволяет ребенку выделить необходимые и достаточные признаки  буквы, чтобы избегать смешения её образа с другими.

Для тренировки распознавания букв существуют также дополнительные уровни, в которых буквы представлены с дополнительными элементами, усложняющими распознавание, но также помогающими выделить ключевые особенности каждого знака.

КАРТИНКА 4

Для обучения детей слитному чтению используется образ нанизанных на стержень платформ и элементы чтения озвучиваются один за другим при перемещении пальцем ребенка слева направо, когда буквы приближаются друг к другу и сталкиваются.

Используемый образ фиксирует для ребенка следующие факты:

 

  • Буквы читаются последовательно, одна за другой, «перепрыгнуть» нельзя, прочитать сначала гласные, а потом согласные нельзя, искать более знакомые буквы первыми нельзя и т.д.
  • Следующая буква «звучит» только после того, но сразу после того, как «отзвучала» предыдущая.
  • «Островки» отделяют группы букв, означающих одно слово от группы букв, означающих другое слово.

 

Эти задания обеспечивают развитие сукцессивных функций, а также развитие функций анализа и синтеза.

Уровни выдаются ребенку исходя из того, насколько успешно он проходит предыдущие, фактически каждый ребенок получает индивидуальный маршрут прохождения уровней, останавливаясь на тех уровнях, которые вызвали сложности и пропуская повторение тех, которые усвоены. На самом деле, ребенку предлагаются задания из зоны его ближайшего развития, а если они пока недоступны, это приводит к ошибкам и сказывается на скорости выполнения уровня, ему предлагается сделать шаг назад и отработать дополнительно предшествующие этому этапу задания.

В приложениях представлены схемы прохождения дополнительных уровней в случаях, когда ребенок допускает ошибки на уровне распознавания буквы и на уровне составления слога.

 

  • Программа собирает обратную связь и планирует внесение изменений в алгоритм прохождения ребенком уровней с целью максимально повысить эффективность обучения чтению относительно проведенного за экраном времени.
  • Планируется введение модулей смыслового и выразительного чтения в следующих релизах программы.

 

 

Приложение №1

Схема дополнительных уровней, предлагаемых ребенку, если он допускает ошибки на уровне распознавания буквы:

1-й вариант

2-й вариант

3-й вариант

4-й вариант

Буква

I

II

I

II

I

II

I

II

А

Я

А

З

А

А

Э

А

В

Б

В

Б

О

Б

Б

З

Б

С

В

Б

В

Э

В

В

Ю

В

С

Г

Т

Г

Н

Г

Г

П

Г

Б

Д

Л

Д

Ц

Д

Д

Щ

Д

Г

Е

Ё

Е

С

Е

Е

А

Е

З

Ё

Е

Ё

З

Ё

Ё

А

Ё

С

Ж

К

Ж

М

Ж

Ж

Я

Ж

Ш

З

А

З

Э

З

З

Я

З

Е

И

Н

И

П

И

И

Ы

И

Я

Й

Я

Й

И

Й

Й

А

Й

В

К

Ж

К

И

К

К

А

К

В

Л

Г

Л

Я

Л

Л

Т

Л

Н

М

И

М

Ш

М

М

Г

М

П

Н

Г

Н

И

Н

Н

Ы

Н

Я

О

Б

О

Ю

О

О

Э

О

И

П

Н

П

Ч

П

П

И

П

Ш

Р

В

Р

Ю

Р

Р

Ч

Р

Ъ

С

Е

С

Ё

С

С

Э

С

З

Т

Г

Т

Ч

Т

Т

Ы

Т

Д

У

З

У

Л

У

У

Э

У

Х

Ф

Ю

Ф

В

Ф

Ф

А

Ф

Я

Х

Ж

Х

Я

Х

Х

У

Х

Ч

Ц

Н

Ц

П

Ц

Ц

М

Ц

Я

Ч

И

Ч

М

Ч

Ч

Щ

Ч

Ы

Ш

П

Ш

Ы

Ш

Ш

Щ

Ш

И

Щ

Ш

Щ

Ц

Щ

Щ

Ы

Щ

Й

Ъ

В

Ъ

Ь

Ъ

Ъ

И

Ъ

Б

Ы

В

Ы

Ь

Ы

Ы

Ъ

Ы

И

Ь

В

Ь

Ъ

Ь

Ь

Р

Ь

З

Э

З

Э

Е

Э

Э

Е

Э

А

Ю

В

Ю

О

Ю

Ю

Э

Ю

А

Я

А

Я

И

Я

Я

В

Я

Т

 

Приложение №2

Схема дополнительных уровней, предлагаемых ребенку, если он допускает ошибки на уровне слога:

Типы слогов с ошибкой

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

БА

БО

БИ

БУ

БЫ

БЭ

БЯ

БЁ

БЮ

БЕ

АБ

ОБ

ИБ

УБ

ЫБ

ЭБ

ЯВ

ЁВ

ЮБ

ЕВ

АРШ

ХЛА

СЛО

СЛЫ

СТРА

ВА

ВО

ВИ

ВУ

ВЫ

ВЭ

ВЯ

ВЁ

ВЮ

ВЕ

АВ

ОВ

ИВ

УВ

ЫВ

ЭВ

ЯГ

ЁГ

ЮВ

ЕГ

АРС

ШКА

СНО

СНЫ

СТРУ

ГА

ГО

ГИ

ГУ

ГЫ

ГЭ

ГЯ

ГЁ

ГЮ

ГЕ

АГ

ОГ

ИГ

УГ

ЫГ

ЭГ

ЯД

ЁД

ЮГ

ЕД

КРА

СМО

СТРО

ДА

ДО

ДИ

ДУ

ДЫ

ДЭ

ДЯ

ДЁ

ДЮ

ДЕ

АД

ОД

ИД

УД

ЫД

ЭД

ЯЖ

ЁЖ

ЮД

ЕЖ

СНА

СТО

СПРО

ЖА

ЖО

ЖИ

ЖУ

ЗЫ

ЗЭ

ЗЯ

ЖЁ

ЖЮ

ЖЕ

АЖ

ОЖ

ИЖ

УЖ

ЫЖ

ЭЖ

ЯЗ

ЁЗ

ЮЖ

ЕЗ

ВНУ

ЗА

ЗО

ЗИ

ЗУ

КЫ

КЭ

КЯ

ЗЁ

ЗЮ

ЗЕ

АЗ

ОЗ

ИЗ

УЗ

ЫЗ

ЭЗ

ЯК

ЁК

ЮЗ

ЕК

КА

КО

КИ

КУ

ЛЫ

ЛЭ

ЛЯ

КЁ

КЮ

КЕ

АК

ОК

ИК

УК

ЫК

ЭК

ЯЛ

ЁЛ

ЮК

ЕЛ

ЛА

ЛО

ЛИ

ЛУ

МЫ

МЭ

МЯ

ЛЁ

ЛЮ

ЛЕ

АЛ

ОЛ

ИЛ

УЛ

ЫЛ

ЭЛ

ЯМ

ЁМ

ЮЛ

ЕМ

МА

МО

МИ

МУ

НЫ

НЭ

НЯ

МЁ

МЮ

МЕ

АМ

ОМ

ИМ

УМ

ЫМ

ЭМ

ЯН

ЁН

ЮМ

ЕН

НА

НО

НИ

НУ

ПЫ

ПЭ

ПЯ

НЁ

НЮ

НЕ

АН

ОН

ИН

УН

ЫН

ЭН

ЯП

ЁР

ЮН

ЕР

ПА

ПО

ПИ

ПУ

РЫ

РЭ

РЯ

ПЁ

ПЮ

ПЕ

АП

ОП

ИП

УП

ЫП

ЭП

ЯР

ЁС

ЮП

ЕС

РА

РО

РИ

РУ

СЫ

СЭ

СЯ

РЁ

РЮ

РЕ

АР

ОР

ИР

УР

ЫР

ЭР

ЯС

ЁТ

ЮР

ЕТ

СА

СО

СИ

СУ

ТЫ

ТЭ

ТЯ

СЁ

СЮ

СЕ

АС

ОС

ИС

УС

ЫС

ЭС

ЯТ

ЁФ

ЮС

ЕФ

ТА

ТО

ТИ

ТУ

ФЫ

ФЭ

ФЯ

ТЁ

ТЮ

ТЕ

АТ

ОТ

ИТ

УТ

ЫТ

ЭТ

ЯФ

ЁХ

ЮТ

ЕХ

ФА

ФО

ФИ

ФУ

ХЫ

ХЭ

ХЯ

ФЁ

ФЮ

ФЕ

АФ

ОФ

ИФ

УФ

ЫФ

ЭФ

ЯХ

ЁЦ

ЮФ

ЕЦ

ХА

ХО

ХИ

ХУ

ЦЫ

ЦЭ

ЦЯ

ХЁ

ХЮ

ХЕ

АХ

ОХ

ИХ

УХ

ЫХ

ЭХ

ЯЦ

ЁЧ

ЮХ

ЕЧ

ЦА

ЦО

ЦИ

ЦУ

ЦЁ

ЦЮ

ЦЕ

АЦ

ОЦ

ИЦ

УЦ

ЫЦ

ЭЦ

ЯЧ

ЁШ

ЮЦ

ЕШ

ЧА

ЧО

ЧИ

ЧУ

ЧЁ

ЧЕ

АЧ

ОЧ

ИЧ

УЧ

ЫЧ

ЭЧ

ЯШ

ЁЩ

ЮЧ

ЕЩ

ША

ШО

ШИ

ШУ

ЩЁ

ШЕ

АШ

ОШ

ИШ

УШ

ЫШ

ЭШ

ЯЩ

ЮШ

ЩА

ЩО

ЩИ

ЩУ

ЩЕ

АЩ

ОЩ

ИЩ

УЩ

ЫЩ

ЭЩ

ЮЩ



Источник: «Педсовет / Pedsovet.org»