Обучение написанию научной статьи

Обучение написанию научной статьи Структура научной статьи. Законы построения письменной речи.

Данная статья посвящена законам письменной формы речи. Определенный акцент делается на композиционной структуре научной статьи. Предельное внимание уделяется четкому структурированию, ясности и логичности изложения научной информации.

Научный стиль – один из функциональных стилей языка, обслуживающий сферу науки, производства и обучения. Задачей студента является передача объективной информации, отражение научного способа мышления. Тексты научного стиля построены по законам письменной формы речи, которым подчиняются и устные научные сообщения. Письменный характер речи обязывает автора работы строго соблюдать требования, предъявляемые к текстам научного стиля. Научный стиль довольно разнообразен в жанровом отношении. Здесь можно выделить статью, монографию, справочник, реферат, лекцию, доклад на специальные темы, тезисы и др. Каждый из жанров научного стиля имеет свои особенности и индивидуальные черты. Одним из распространенных научных жанров является статья. Статья является формой опубликования научных материалов теоретического, научно-методического, историко-научного и дискуссионного характера в периодической печати и Интернете. С написанием статей многие студенты сталкиваются на протяжении всего обучения в вузе. Создавая статью, необходимо помнить, что качество изложения материала затрагивает некоторые языковые особенности.  Автор должен помнить о законах структурирования текста. Как правило, статья характеризуется строгой нормативностью и стандартностью языкового оформления. Построение статьи должно быть логичным и отвечать требованиям целостности научного текста. Вообще, к специфике письменного текста относятся логичность, точность изложения, последовательность. Данные черты влияют на принципы построения любого письменного текста. При обучении студентов написанию научных текстов предельное внимание обращают на форму построения,  характер наличной информации, эмоциональную окраску этой информации, выбор темы исследования, описываются методы, уточняются используемые в процессе работы термины и формулировки, языковые особенности языка изложения [Бех, Тарасова: 1991, Гальперин: 1981, Долгова: 2012, Кудряшова: 2013]. Основной категорией, в фокусе которой концентрируется вся специфика текстообразования научной статьи, является когезия. Применительно к жанру научной статьи когезия представляет собой динамический процесс упорядочения, объединения и взаимодействия всех компонентов научного текста. Поскольку научная статья представляет собой не простую совокупность составляющих ее смысловых компонентов, а их единство, можно предположить, что когезия становится основным действующим механизмом, который оптимально согласует отношения этих компонентов. Это в свою очередь непосредственно отражается на восприятии реципиентом данного текста. Особое внимание уделяет понятию «когезия» И.Р. Гальперин. В своих работах он дает следующее определение: «Когезия – это особые виды связи, обеспечивающие континуум, т.е. логическую последовательность (темпоральную или пространственную), взаимозависимость отдельных сообщений, фактов, действий и т.д.» [Гальперин 1981]. Лингвистами принято различать следующие формы когезии научной литературы. Лексические средства. К данной группе относятся союзы, союзные наречия, вводные слова, указательные местоимения (дейктические слова), предлоги и глаголы, сферой применения которых является научная проза. Особое внимание уделяется  функциям, выполняемым ими в научной статье. «Прежде всего, эти средства помогают удерживать информацию в памяти реципиента. С этих позиций лексические средства подразделяются на следующие виды конституентов: проспективные, дейктические, противительные, отсылочные и резюмирующие» [Бех, Тарасова 1991]. Функцией проспективных конституентов является установление контактности и координации фрагментов текста с одновременной ориентацией реципиента на последующую информацию. К этой группе относятся вводные слова и обороты: «во-первых», «прежде всего», наречия «соответственно», «следовательно», «значит», «в таком случае», «прежде чем», «во всех отношениях». Введение их в текст научной статьи помогает реципиенту представить последующее научное описание и подготавливает к восприятию научной литературы. Функция дейктических конституентов заключается, как следует из самого названия, в указании на отдельные стороны предмета научного исследования при детальном описании той или иной подтемы. Они облегчают понимание соотношения фрагментов текста научной статьи и эксплицитно раскрывают это соотношение. К этим средствам относятся следующие: «этот», «тот», «оба», «такой», «какой», «с одной стороны… с другой стороны», «только», «подобный», «действительно» и т.д. Они создают целостное представление об описываемом процессе. Помогают воспринять абзацы в их смысловом единстве. Противительные конституенты представлены группой союзов и наречий «но», «так как», «поскольку», «однако», «тем не менее», «все же». Их функцией является сопоставление фактов информации, введение и обоснование того или иного научного предположения в результате допущения обоснованности мнения другого ученого, однако с введением аргумента, опровергающего весомость этого мнения. Введенное посредством противительного конституента научное предположение, доказывается на протяжении всего текста, вследствие чего данный вид когезии становится значимым для уровня текста всей статьи. Отсылочные конституенты выполняют в тексте ретроспективную функцию отсылки к предшествующей содержательно-фактуальной  информации. По направленности отсылочные конституенты можно подразделить на две группы: отсылки к источникам и отсылки к ранее изложенной в статье информации. Отсылочные конституенты помогают восстановить в памяти реципиента факты информации необходимой для дальнейшего развертывания текста. Задерживая его внимание на тех или иных этапах научного исследования, они помогают накапливать информацию и удерживать ее в памяти. К данной группе конституентов относятся, например: наречия «уже», «предварительно», «недавно», «вновь», «ранее»; причастия/ деепричастия  «возвращаясь», «ссылаясь», «упоминая», «переходя к …» и т.д. Такие конституенты объединяют информацию двух планов: предшествующую и настоящую, заключенную в отдельных фрагментах исследуемой статьи. Согласовывая смысл этих фрагментов, отсылочные конституенты выполняют тектоорганизующую функцию поэтапного оформления научной статьи. Употребление данные средств помогают автору в той или иной степени донести необходимую информацию слушателю. Резюмирующие конституенты служат в целях обобщения фактов содержательной информации и подведения их содержательной концептуальной информации либо фрагмента статьи, либо всего текста. Например: «итак», «таким образом», «из этого следует», «следовательно», «в результате этого», «делая вывод» и т.п. Перечисленные лексические средства являются распространенными, закономерными, действенными способами когезии текстов. Перейдем к рассмотрению синтаксико-грамматических средств. Данные средства способствуют так же, как и лексические, когезии текста научной статьи. К ним можно отнести использование во всем тексте статьи одного грамматического времени, одного наклонения и залога; употребление предложений, построенных по одной и той же синтаксической модели и имеющих одну и ту же длину, а также один и тот же способ выражения главных и второстепенных членов предложений. Все это придает тексту определенную ритмичность и динамику. Единая временная система имеет немаловажное значение для синтаксического рисунка научной статьи. Временные формы глаголов участвуют в создании сложного интегрированного единства текста этого жанра,  поскольку временная система глагола выполняет одновременно несколько функций в тексте научной статьи:
  1. упорядочивают временной континуум текста;
  2. интегрируют отдельные смысловые фрагменты текста в единство;
  3. сегментируют текст на сложные компоненты.
Временная система выражает логическое отношение следований во времени, предшествования и одновременности. Характерно последовательное чередование фактов информации во времени. Так же уместно сказать о чередовании временных планов (прошедшее-настоящее-будущее). Это вызвано необходимостью всестороннего обоснования предмета исследования. Смена временных форм непосредственно вызывает членение, сегментацию смысловых фрагментов текста, раскрывающих ту или иную подтему.  Одна сегментация, выполняя определенную и целенаправленную функцию упорядочивания информации в смысловых фрагментах, выполняет и объединяющую функцию – дать реципиенту наиболее полное и упорядоченное представление об объекте. Насколько известно, одной из специфических черт научного стиля является подчеркнутая логичность, которая достигается при помощи синтаксиса. В современных исследованиях, где затрагивается  специфика научного текста, упоминается явление синтаксический параллелизм. Синтаксический параллелизм обладает не менее действующей силой, чем единая временная система. Он охватывает целый фрагмент текста, ряд абзацев. В целях ясности и логичности изложения научной информации ученый-автор нередко прибегает к форме однотипного, одноструктурного построения абзацев, в которых различные подтемы приобретают примерно одинаковую форму репрезентации. Синтаксический параллелизм  выполняет в научной статье следующие функции: перечисление ряда равнозначных логических суждений автора; развитие и уточнение мысли в ходе научного доказательства; создание ритмической организации текста в целях достижения связности отдельных его фрагментов. В результате текст получает мощную движущую силу – временной континуум, отражающий последовательность фактов содержательной информации. Наряду с одноструктурным построением абзацев текста научной статьи встречается и изменение традиционного порядка слов, что принято называть инверсией. Инвертированный порядок слов является реализацией потенциально возможного. Встречается довольно часто, особенно в текстах гуманитарного направления. Главной целью введения предложений  с инверсией является привлечения внимания реципиента к факту научной информации, выдвижение этого факта из ряда подобных. Посредством использования данного средства автор предлагает реципиенту как бы присоединиться к его мнению о важности и особенности факта информации. При этом инверсия придает особый смысл тому или иному фрагменту текста, стилистически окрашивает его. Снимая однообразные научные изложения, инвертированные предложения часто передают авторскую оценку выделяемой информации. Подобное выделение одного факта из ряда других способствует сопоставлению смысловых фрагментов текста, их соотношению по степени значимости содержательной информации. Следующим способом привлечения внимание реципиента является такое явление как вопросительное предложение. Оно не должно отождествляться с риторическим вопросом, оно является синтаксической конструкцией, служащей в основном актуализатором внимания для реципиента, находится в определенных смысловых отношениях с последующим контекстом. Оно требует ответа на запрошенную информацию, открывая тем самым перспективу дальнейшего изложения научной информации. Таким образом, при создании текста научной статьи, автор должен помнить, что научный текст – это завершенное произведение речетворческого процесса. В научной статье должна воплощаться заранее намеченная цель сообщения. Законы построения статьи требуют упорядочения лексических, а также грамматических средств. Список  использованной литературы
  1. Бех П.А., Тарасова Т.А. Некоторые вопросы структурно-семантической организации научного текста. – В кн.: Научный и общественно-политический текст: Лингв. и лингводидакт. аспекты изуч.: [ Сб.статей]. – М.: Наука, 1991.-207с.
  2. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования.М.,1981.
  3. Долгова С.Ю. Межкультурные аспекты научной работы студентов // Наука и общество. 2012.№ 1. С. 168-171.
  4. Кудряшова А.П. Социальные формы обучения и процесс совершенствования иноязычной компетенции // Научный поиск в современном мире. Материалы 4-й международной научно-практической конференции. 2013. С. 103-106.
Источник: «Педсовет / Pedsovet.org»