Некоторые проблемы обучения в системе дополнительного образования


Некоторые проблемы обучения в системе дополнительного образования

Проблемы взаимодействия преподавателя, родителя и ученика.

Современные учреждения дополнительного образования (УДО) переживают не самые благоприятные времена. В них остро стоит вопрос о повышении эффективности обучения детей.

Дополнительное образование определяется как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах города, области, государства [3].

До 1990-х годов детские школы искусств, являющиеся одной из разновидностей УДО, занимали в общественном сознании важное место. В общеобразовательной школе было особое отношение к тому ребенку, который учился параллельно в музыкальной или художественной школе. И это не случайно, поскольку у того ребенка, которого учат постигать азы высокого искусства, особыми темпами развивается интеллект (известно, что занятия музыкой способствуют развитию творческих, математических и лингвистических способностей ребенка), а эмоционально-образное начало непосредственно отражается на восприятии окружающего мира [1].

Со временем многие УДО стали выполнять функции досуговых учреждений, работать «по запросу» родителей, мечтающих видеть своих детей участниками «фабрик звезд» или различных шоу-программ. Несмотря на это, многие коллективы детских школ искусств сохраняют традиции учебного процесса, который позволяет не только воспитать у ребенка эмоциональную культуру, но и учит получать эстетическое удовольствие от подлинного искусства, отличать его от низкопробных подделок, овладевая при этом первичными профессиональными навыками в области того или иного искусства.

К сожалению, новые социокультурные условия не предусматривают ни крупных финансовых вливаний в культуру со стороны государства, ни расширения пропаганды ее классических образцов средствами массовой информации. Бизнес, недвижимость, автомобили, компьютеры, сотовые телефоны новейших моделей и т. п. – вот главные «темы дня». Искусство, культура находятся на задворках реальности, и пока нет никаких оснований считать, что они покинут эти задворки.

В настоящее время цель дополнительного образования можно определить как освоение опыта взаимодействия детей и взрослых в интересующем их виде творческой деятельности. Стратегические воспитательные задачи дополнительного образования носят комплексный характер, удовлетворяя потребности детей в дополнительных образовательных услугах, привнося тем самым разнообразие и альтернативность в отечественную систему образования [3].

Сегодня ослаблена роль семьи в воспитании детей, изменились ценностные ориентации у взрослых и детей, а многочисленные СМИ стремятся внушить массовому обывателю, что жить для себя, для своего удовольствия и наслаждения – высшая задача индивида. Все, что не способствует получению удовольствия и наслаждения, нужно гнать от себя. А ведь не секрет, что любая учеба не зиждется только на получении удовольствия от нее. Учебный труд может быть и рутинным, и тяжелым, и скучным.

Тем важнее выявить истоки инициативы обучающихся, обратившихся к дополнительному обучению. Основным фактором, определяющим со стороны индивида качество и темп обучения, является мотивация. Под мотивацией следует понимать генетическое стремление человека к самореализации в соответствии с его врожденными способностями к определенным видам деятельности и настойчивость в овладении ими на творческом уровне.

Проблемы обучения усугубляются и тем, что современная школа (в широком смысле этого слова) законодательно рассматривается как учреждение, предоставляющее населению «образовательные услуги». Внедрение в сознание людей определения ученика как «потребителя образовательных услуг» привело к вполне предсказуемому результату – теперь ученик считает себя не участником образовательного процесса, а клиентом, пришедшим в учреждение дополнительного образования получать те самые «образовательные услуги».

Специфика учреждения дополнительного образования детей музыкального профиля заключается в том, что приобрести качественные (в некоторых случаях почти профессиональные) навыки можно только после нескольких лет упорного приложения труда. Но, как часто бывает в настоящее время, учащиеся и их родители («заказчики», «клиенты») требуют от школы («исполнителя») комфорта и отсутствия трудностей в процессе обучения.

И современный учитель обязан создавать для ученика в первую очередь комфортную среду обучения; вопрос научения преодоления трудностей игры на музыкальных инструментах – это вопрос «второго плана». В результате ощущение себя потребителем и клиентом питает желание подрастающего поколения не создавать, творить, а приобретать готовую продукцию, произведенную другими.

Исходя из таких представлений, педагог должен выступать перед обществом своего рода «менеджером», «коммивояжером», умеющим подать и продать свой «продукт» – т. е. предмет либо специальность, которые он преподает. По словам доцента Карельского педагогического университета   В. Д. Лобашева, «с точки зрения реализации рыночных взаимоотношений социальная суть ученика – потребитель на рынке образовательных услуг» [2].

Здесь мы сталкиваемся с еще одной проблемой. Не секрет, что сегодня популярность занятий музыкой не слишком высока. Совсем небольшое число родителей видит в будущем своего ребенка музыкантом. Тем не менее, родители вполне согласны, что неплохо было бы время от времени демонстрировать музыкальные навыки, полученные ребенком в музыкальной школе, перед «обществом» (гостями, друзьями, кастинговыми комиссиями и т. п.).

В результате музыкальные школы и школы искусств заполнены детьми, которые попали туда исключительно по настоянию родителей, по-мещански желающих «щегольнуть» перед окружающими «талантами» чада. Такой ученик, с неоформившимся интересом к музыке, практически открыто игнорирует требования преподавателя – ему лишь бы «отмучиться» и поскорее уйти домой.

Есть и еще одна проблема. Громкое (а в начальном периоде – и некрасивое) звучание самого инструмента является достаточно серьезным препятствием для обучения игре на инструментах. По этой причине многие родители не любят домашних занятий ребенка на инструменте, предпочитая тишину и комфорт культурному развитию ребенка. Некоторые из них отказываются от занятий сразу, как только узнают от преподавателя особенности звучания некоторых инструментов.

При этом те учащиеся, которые приучены родителями преодолевать трудности различных жизненных ситуаций, добиваются хороших результатов благодаря своей работоспособности и упорству. Ситуация же, когда ребенок вовсе не расположен «брать» знания и достаточно активно сопротивляется обучению, даже не рассматривается администрацией учреждения. Следовательно, если учитель не сумеет обучить такого ученика «как положено», он будет считаться не справляющимся со своими обязанностями.

Несомненно и то, что личность учителя и характер его отношения к ученику являются значимыми условиями развития учебной мотивации современного школьника. Сам учитель должен являть собой образец внутренне мотивированной деятельности достижения – это должна быть личность с ярко выраженным доминированием любви к педагогической деятельности и интересом к ее выполнению.

Таким образом, мотивация к обучению во многом зависит и от общественных предпочтений в профессиональной сфере, и от родительских устремлений, и от личности учителя. Это означает, что перед коллективом учреждения дополнительного образования и особенно – перед преподавателем по специальности, основным руководителем и воспитателем ученика, стоит ответственная задача – не ограничиваясь узкопрофессиональными приемами, проявлять живой интерес к личности учащегося, поддерживать тесный контакт с родителями, а также с другими преподавателями конкретного ученика, развивать сознательную дисциплину учащегося, вселять в него уверенность в правильности избранной специализации.

 

Литература:

  1. Аракелова, А. О. Детские школы искусств на этапе возрождения утраченных позиций / А. О. Аракелова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Т. 13. – 2011. – № 2 (5). – С. 1252 – 1256.
  2. Лобашев В. Д. Формирование мотивации как исходное условие успешности ДОД / В. Д. Лобашев // Дополнительное образование и воспитание. – 2008. – № 10. – С. 3 – 12.
  3. Руднева Т. И. Педагог дополнительного образования: Психолого-педагогические проблемы: учеб. пособ. / Т. И. Руднева, В. Г. Кочеткова. – Самара: Изд-во МГПУ, 1998. – 112 с.

 



Источник: «Педсовет / Pedsovet.org»