Народно-сценический танец (методическая разработка занятий в хореографическом ансамбле


Народно-сценический танец (методическая разработка занятий в хореографическом ансамбле

Предлагаемая методическая разработка по хореографии включает три конспекта учебных занятий по народно-сценическому танцу. Разработки занятий предназначены для разных возрастных групп обучающихся (младшей – 5-7 лет, средней — 8-11 лет и старшей -12-15 лет.). Разработка может быть применена педагогами — хореографами, в образовательных программах

Народно-сценический танец (методическая разработка занятий в хореографическом ансамбле 

Описание материала. Предлагаемая методическая разработка по хореографии включает три конспекта учебных занятий по народно-сценическому танцу. Разработки занятий предназначены для разных возрастных групп обучающихся (младшей – 5-7 лет, средней — 8-11 лет и старшей -12-15 лет.). Разработка может быть применена педагогами — хореографами, в образовательных программах которых имеется направление народно-сценический танец (в образовательном процессе учреждений дополнительного образования, школ искусств и т.п.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение Конспект занятия для обучающихся младшей возрастной группы Конспект занятия «Работа над созданием сценического образа в народном танце» для обучающихся средней возрастной группы План-конспект занятия в разделе «Народно-сценический танец» для обучающихся старшей возрастной группы Литература

Введение

Народный танец чрезвычайно богат и разнообразен. Искусство танца родилось в глубокой древности. Издавна человек привык в движениях передавать волнующие его чувства. Языком танца может быть раскрыт духовный мир человека, показано его отношение к труду, к людям, к различным событиям. Народно-сценический танец был создан на основе народного танца. Раздел «Народно-сценический танец» занимает особое место в преподавании хореографии по программе дополнительного образования детей «Хореографический ансамбль «Калинка». Данный материал изучается в течение трех лет (всего программой предусмотрено пятилетнее обучение); постепенно увеличивается количество учебных часов, усложняется содержание обучения, вводится новый репертуар. Большое значение придаётся патриотическому воспитанию, поэтому в работе с обучающимися делается непосредственный акцент на изучение танцев народов России. Преимущественно – русских народных танцев. Актуальность данного направления в преподавании хореографии диктует реальность – налицо нежелание детей и молодёжи сохранять и утверждать исконные культурные народные традиции, наблюдается отрыв юного поколения от культурных корней. Изучение традиционной культуры способствует развитию духовного мира человека, формирует его художественный вкус. Движения русского танца отражают основные черты национального характера русского народа. Русские танцы является составляющей частью народной хореографии, разнообразны в ритмическом и мелодическом отношении. Самой простой формой русских танцев являются хороводы – неотъемлемая составляющая весенних и летних больших праздников. Хороводы как медленные, так и быстрые – строятся на простых танцевальных движениях – русский переменный шаг, простой шаг, припадания и т.д. Композиции хороводов напоминают причудливые узоры русских кружев, исполняются не только в кругу, но и в линиях, змейках, цепочках. Значительное место занимает композиционное построение – рисунок танца, характеризующий название: «Цепочка», «Плетень», «Улитушка», «Корзинка», «Воротца» и т.п. Среди русских народных танцев большим успехом пользуются кадрили, которые

интересны рисунками отдельных фигур: прямые линии, круги, зигзаги, воротца, звездочки. Названия «Проходная», «Косичка», «Цепочка», «Прощальная» подчеркивают особенности той или иной фигуры. Наряду с танцами, имеющими законченную форму, широко распространены переплясы, в которых между танцующими возникает своеобразное соревнование в виртуозности движений, в силе, ловкости, выносливости, изобретательности. Содержание танца отображается не только в его композиции или в рисунке. Своеобразный язык танца – это его движения. В русском танце большое место занимает дробь. Красота исполнения дроби не в силе удара об пол, а, наоборот – в легкости. Чем проще ритмический рисунок, тем интереснее танец. Дробь может исполняться в любом темпе – быстром, среднем и медленном. Мелкие концовки, «ключи» являются окончанием мелодии и всего движения. В танцах девочек движения плавны, спокойны, строги и скромны, большое значение имеет позиции ног, рук и их выразительность, благородная сдержанность, сознание собственного достоинства, иногда игривость, кокетство и грация. Танцевальные движения у мальчиков существенно отличаются от девочек. Мальчики танцуют с таким же благородством и достоинством, что присуще русскому характеру, но их движения более резкие, задорные, ритмично четкие. Подскоки сменяются присядками, простая дробь переходит в сложную. Среди элементов танца у мальчиков особенно выделяются «хлопушки»; удары ладонью по ноге выше колена, по голенищу или по подошве сапога, иногда по плечу. Хлопушки исполняются четко, чеканно и почти всегда сочетаются с притопами, подскоками, дробями, присядками и другими движениями. Все эти элементы украшают русский танец. Интересны и разнообразны по своему характеру всевозможные присядки, которые мальчики исполняют почти во всех русских танцах. Присядка исполняется на месте, с продвижением вперед, поворотами на месте, иногда – по кругу. Данная методическая разработка знакомит с опытом работы по изучению особенностей русского народного танца в образцовом детском коллективе хореографический ансамбль «Калинка». Перед практическими занятиями обязательно проводится беседа о народном танце, подчеркивается, что является главным в изучаемом материале, выявляется характер танца. Обучающиеся должны правильно передавать черты русского народа в танце. Иначе исполнение будет формальным, неинтересным. Вместе с тем на занятиях большое внимание уделяется технике танца. Необходимо добиваться технического совершенствования каждого изучаемого движения, что достигается систематическими тренировками. Работа над созданием сценического образа не менее важна в хореографии. Её основной целью будет достижение эмоционального и выразительного исполнения отдельных танцевальных элементов народного танца в конкретных постановках. Одной из главных задач педагогов – хореографов должно стать изучение, сохранение наиболее интересных в художественном отношении образцов народных танцев, создание на их основе новых сценических хореографических произведений. Предлагаемая методическая разработка основана на собственном педагогическом опыте автора – руководителя образцового детского коллектива «Калинка» и может быть использована в системе дополнительного образования детей.



Источник: «Педсовет / Pedsovet.org»