Музыка в хореографическом произведении


Музыка в хореографическом произведении Музыка при сочинении этюда

Хореография и музыка имеют глубокое внутреннее родство. Образная природа этих искусств во многом аналогична. Танец не воспроизводит музыку досконально. Он существует на ее основе, исполняется в синтезе с нею, выражает ее. Чем полезны хореографические этюды? Они заставляют работать воображение будущего балетмейстера, развивают сочинительский дар.

Статья «Музыка в хореографическом произведении»

Авторы: Заслуженный работник культуры РФ, преподаватель хореографических дисциплин Тарасенкова Т.И.

концертмейстер хореографических дисциплин Лешневская Е.П.

«Нижегородский областной колледж культуры»

 

                                                                                                 «Хорошо написанная музыка    

                                                                                                  должна живописать,

                                                                                                  должна говорить….

                                                                                                  Танцевальная музыка есть и

                                                                                                  должна быть

                                                                                                  тем либретто, которое определяет и

                                                                                                   устанавливает движение и

                                                                                                   действия танцовщика»

                                                                                                                       Ж.Ж.Новерр   

 

Хореография и музыка имеют глубокое внутреннее родство. Образная природа этих искусств во многом аналогична. Музыка опирается на выразительность интонации человеческой речи, хореография – на выразительность движений человеческого тела.

    При этом ни тот, ни другой вид искусства не воспроизводят конкретных бытовых интонаций и движений. Общность образной природы создает возможность органического соединения музыки и хореографии в едином художественном произведении. Музыка усиливает танцевальные пластики, дает ей эмоциональную и ритмическую основу.

   При постановке танцевальных номеров возникает вопрос о соотношении хореографии и музыки. Их единство, соответствие, выражение одного в другом – один из обще признанных критериев художественности танцевального искусства.

   Танец не воспроизводит музыку досконально. Он существует на ее основе, исполняется в синтезе с нею, выражает ее. Это выражение музыки в танце заключается, прежде всего в соответствии образного характера танца образному характеру музыки. Это относится не только к общему характеру настроения (веселая, грустная) и к выражению элементарных чувств, но и к сложным образам, которые в равной мере могут быть присущи и музыке, и танцу.

  В этой связи необходимо рассматривать музыкальную драматургию, которая наряду с драматургией сценарной служит основой для создания хореографического произведения. В основе музыкальной драматургии лежать эмоционально-выразительные темы. В их соотношении, контрасте, развитии, разработке воплощаются драматургические конфликты. Музыка может передавать процесс постепенного нарастания какого-либо состояния, сопоставлять два различных состояния, показывать превращение одного из в другое, обнаруживать их взаимосвязь и различия.

Для этого в музыке существует ряд приемов:

— членение,

— дробление,

— варьирование,

— разработка темы (эти приемы как бы выясняют внутренние возможности того или иного состояния),

— тематический контраст (отрицание того или иного состояния),

— реприза (повторное утверждение первоначального качества),

— постепенное вызревание темы в развитии другой темы или в разработке (раскрытие подготовки нового состояния в процессе развития).

  Благодаря логике музыкального развития образно значимая эмоция переходит в идею – рождается эмоциональный образ, который в танце является эмоционально пластическим. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что в танце главным носителем является хореография. Именно она создает зримое воплощение балетмейстерской мысли на основе музыкальной и сценарной драматургии.

  Хореография и музыка родственные искусства, развивающие во времени. Поэтому и в том и в другом искусстве огромную роль в создании образов играет ритм. Совпадение танца и музыки по характеру их движения, рисунка, пластики, членениям разделов и фраз заключается в соответствии темпа, метра, ритма танца тем же элементам музыки.

  Танец, выражающий музыку. Соответствует ей и по своему образному характеру, и по своей динамической структуре, то есть как по содержанию, так и по форме.

  Прежде всего, это соответствие начинается с совпадения характера движения танца и музыки (ее темпа и метроритма).

  Темп в музыки (скорость ее звучания) имеет для танца определяющее значение: он задает общий темп танца, его изменения (ускорение, замедление, смены)

Ритм (стройность, соразмерность) – свойства, проявляющаяся в соразмерности чувственно воспринимаемых элементов: звуковых, речевых, изобразительных.

Ритм в музыке – организованная последовательность звуковых длительностей.

Ритм в хореографии – это строго закономерное движения человеческого тела.

Соответствие танца и музыки относится так же и к форме —  это строение музыкального или хореографического произведения. Форма определяется содержанием и характеризуется взаимодействием всех отдельных звуковых или танцевальных элементов, распределенных во времени. Форма, как в музыкальном, так и в хореографическом произведении бывает: простая двухчастная, сложная трехчастная, вариационная форма, форма рондо.

В основе произведения любой формы лежит тема – художественная мысль в развитии. Тема имеет основное значение для произведения или его части. Классическая музыкальная тема состоит из нескольких частей: более крупных – фраз и предложений, более мелких – мотивов и субмотивов.

Полученные теоретические знания студентом воплощаются в практической этюдной работе. Этюд в переводе с французского языка означает «обучение» или «исследование».

Чем полезны хореографические этюды? Они заставляют работать воображение будущего балетмейстера, развивают сочинительский дар, вырабатывают навык применения законов драматургии. Здесь впервые раскрываются, а за тем развиваются качества и способности балетмейстера – драматурга. На этюдах студенты познают на практике приемы и методы постановочной работы, то есть режиссерское и педагогическое творчество, актерское мастерство, понятие «образ», «характер», «действие», «перевоплощение». Этюды развивают умение работать с исполнителями, умение ставить четкие и определенные задачи и добиваться их выполнения.

Вся работа над этюдами проводится под постоянным контролем педагога, направляющего этот процесс от замысла до его конечного воплощения – актерского исполнения. Основная задача в этом процессе – пройти путь от хореографического воплощения того или иного музыкального материала с чисто интуитивных позиций (то есть руководствуясь лишь собственным музыкальным чутьем и вкусом) к созданию музыкально-хореографических композиций, основанных на отчетливом понимании объективной сущности соотношений между средствами музыкальной выразительности несущими ту или иную информацию, пространственно-временными явлениями и хореографическим языком, и формами.

Этюды сочиняются на определенную музыку, которая постепенно усложняется. В начале она является простым иллюстративным сопровождением, где мелодия, такт, ритм помогают лишь организации этюда, без задачи раскрытия глубины музыкального содержания. В дальнейшем эта задача становится обязательной.

Работа начинается с этюдов на конкретно заданную тему:

  1. Расположение героя по сценической площадке.
  2. Сочинение движений (ноги) статично, анфас.

Добавляем руки, ракурсы, образ.

  1. Этюд на человеческие чувства и характер: любовь, ненависть, ревность, верность, злость, коварство, хитрость, искренность, предательство, равнодушие и т.д.
  2. Этюд на рисунок (круг, линия, диагональ, колонна)
  3. Этюд на хореографическую лексику на материале классического танца, народного танца, фольклорного танца, современного танца, эстрадного танца, историко-бытового танца.
  4. Этюд на образную детскую лексику.
  5. Хореографический образ (внутренний, внешний, птицы, животные, человек)
  6. Этюд раскрывающий действенную линию (законы драматургии).

К данным этюдам рекомендуется использовать музыкальные произведения следующих авторов: Д.Шостакович детский альбом фортепьянных пьес «Танцы кукол», П.И.Чайковский «Детский альбом», Э.Григ «Пер Гюнт», Л.Бетховен соната № 8, И.Брамс «Рапсодия № 1», И.С.Бах «Партиты», К.Сен-Санс сюита «Карнавал животных», М.Альберт «Чувства», Я.Гаде «Танго ревности», А.Пьяццолла «Танго», сборники для фортепиано и баяна русской народной музыки.

Музыкант не только иллюстрирует хореографию, но и отвечает за выразительность яркость музыкального материала.

Специальной литературы по выбору музыкального сопровождения к хореографическим этюдам не существует; ни где не описаны рекомендации, какую именно музыку брать за основу. Музыкальные произведения концертмейстер подбирает и играет, полагаясь на собственный профессиональный опыт, музыкальный кругозор и репертуар, умение мгновенно отыскать в памяти нужный материал и при необходимости кое-что досочинить или «убрать» в ходе исполнения. Концертмейстер должен уметь «зажечь» студентов темой, идеей с помочью темпераментного исполнения музыкального материала. Поэтому значительное место на уроке композиции и постановке танца отводится прослушиванию и разбору музыки.



Источник: «Педсовет / Pedsovet.org»