Комбинированный урок с формированием УУД  


Комбинированный урок с формированием УУД Современный урок

Попробую рассмотреть комбинированный урок с новыми изменениями, которых требует современный подход к уроку и выделить самые распространенные универсальные учебные действия (УУД), формирующиеся при этом.

 « Комбинированный урок с формированием УУД »

Куцапкина Людмила Васильевна,

ГБОУ гимназия 343 Невского района,  учитель химии, Санкт-Петербург

 

Аннотация

Попробуем рассмотреть комбинированный урок  с новыми изменениями, которых требует современный подход к уроку и  выделить самые распространенные универсальные учебные действия (УУД),  формирующиеся при этом.

Эпиграф: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» —                              К.Д. Ушинский

Универсальные учебные действия  (УУД)- это навыки, которые нужно научиться закладывать  уже в начальной школе. УУД модно сгруппировать в четыре основных блока:

  1. Познавательные (включающие действия поиска, отбора, исследования и структурирования нужной информации, а также моделирование изучаемого содержания).
  2. Личностные — позволяют сделать учение более осмысленным, связывая его  с реальными жизненными целями и ситуациями.
  3. Регулятивные — обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью путем  постановки целей, контроля, коррекции своих действий, а также оценки успешности усвоения изучаемого материала.
  4. Коммуникативные — обеспечивают возможности сотрудничества: умение согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, четко  выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и сотрудничать как с учителем, так и друг с другом.

          Однако, при  планирования уроков каждому учителю необходимо  учитывать взаимосвязь уровня УУД с состоянием здоровья детей, навыками их общения со сверстниками, умением учащихся слушать и, главное, слышать учителя, с умением ставить задачи, задавать вопросы, со стремлением к знаниям, желанием принимать и решать учебные задачи, поведением на уроке и др.

              Мы все знаем, что наиболее распространенным  и популярным у большинства учителей типом урока является комбинированный. Попробуем рассмотреть его с новыми изменениями, которых требует современный подход к уроку и  выделить самые распространенные универсальные учебные действия (УУД), которые при этом формируются:

Начало урока. Объявление темы урока формируют сами учащиеся                                             ( функцией учителя будет подвести их к этому). УУД- общеучебные,  коммуникативные, регулятивные.

 Сообщение целей и задач: Их ставят сами учащиеся, при этом четко понимая границы своих знаний и незнаний. УУД- регулятивные, коммуникативные, целеполагания.

Планирование: Учащиеся сами (учитель только направляет и советует) составляют план достижения цели. УУД- планирования, регулятивные.

Практическая работа учащихся: Учащиеся осуществляют учебные действия по составленному плану (здесь модно работать как индивидуально, так и в группах). УУД- познавательные, коммуникативные, регулятивные.

Осуществление контроля:  Контроль осуществляют сами учащиеся (это само- и взаимоконтроль). УУД-  регулятивные контроля и самоконтроля, коммуникативные .

Осуществление коррекции:  Учащиеся самостоятельно формулируют вопросы, вызвавшие у них затруднения и находят ответы (функция учителя- консультации и советы, в случае сильное затруднения- помощь.) УУД- коммуникативные, регулятивные, коррекции.

Оценивание учащихся:  Исходя из результатов, учащиеся дают оценку и себе (самооценка) и товарищам. УУД- регулятивные оценивания и самооценивания, коммуникативные.

Итог урока:   Проводится рефлексия  (Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал…, было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я научился… я приобрел… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…) . УУД- познавательные,  коммуникативные, регулятивные.

Домашнее задание: За учеником оставляется право выбирать из заданий, предложенных учителем с учетом индивидуальных особенностей каждого. УУД- познавательные,  коммуникативные, регулятивные.

           Все изложенное  выше- это УУД в обобщенном виде. При планировании  каждого конкретного урока нужно учитывать, на каком из этапов урока метапредметные результаты можно достичь при правильной организации детей на уроке (приемы: проблемный диалог, презентация , работа в парах , ролевые игры,  учебный проект, моделирование ситуации, самоконтроль, коррекция знаний, обучение объективному взаимооцениванию и оцениванию, рефлексия. Не следует забывать, что очень полезно направлять детей к работе со справочными материалами, к поисковой работе по отбору материала как в учебной литературе, так и с помощью материалов из интернета.

           Исходя из сказанного, можно сделать вывод: различие состоит в деятельности на уроке как учителя, так и ученика, причем главным на уроке становится ученик. Наверное, уместно вспомнить слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Великий учитель вдохновляет». Каждый учитель- творец своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, дает нам почву для новых идей и новых творческих изюминок. Но, как мне кажется, если прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, то не спешите отказываться от них. Попробуйте найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.

 

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

  • Т.Н. Беркалиев Развитие образования: опыт ре форм и оценки прогресса школы. – Спб,  2007
  • Г.К Селевко Энциклопедия образовательных технологий. – М., 2006.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

По материалам ФГОС НОО

 

 



Источник: «Педсовет / Pedsovet.org»