Исследовательская и проектная деятельность учащихся


Исследовательская и проектная деятельность учащихся

Работа научного общества направлена на исследовательскую деятельность школьников, когда обеспечивается возможность познания и усвоения детьми не только системы знаний, но и ценностей, нравственно- этических и правовых норм поведения в окружающей среде.

Материал по исследовательской и проектной  работе школьников в рамках научного общества учащихся

 

Научное общество учащихся «Генетик»

 Работа  научного общества направлена на исследовательскую деятельность школьников, когда обеспечивается возможность познания и усвоения детьми не только системы знаний, но и   ценностей, нравственно- этических и правовых норм поведения в окружающей среде. Приоритетной формой деятельности является исследовательская и проектная работа, которая развивает познавательные интересе учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта и исследовательской работы, развитие критического мышления, практические работы.  Эти методы всегда ориентированы на самостоятельную индивидуальную, парную или групповую деятельность учащихся, которую ребята выполняют в течение определенного промежутка времени.

Работа секций школьного НОУ состоит из нескольких отделов: отдел научной и технической информации; лекторская группа; отдел теоретических исследований.     В школьном НОУ занимаются учащиеся 5-9 классов, всего  32  человека. Результатом научно-исследовательской работы учащихся являются их выступления на экологических, краеведческих конференциях, участие в творческих конкурсах.

     Для оказания консультативной помощи учащимся, их родителям и педагогам заключены договора с МИВлГУ, МПСУ, ГОУ СПО «МТРП», педколледжем  Специалисты этих учебных заведений принимают участие в подготовке и проведении занятий правового лектория для учащихся и родителей, мероприятиях профориентационной направленности, общешкольных мероприятиях. Оказывают помощь и консультации  в исследовательской деятельности учащимся  школьного НОУ.

     Ежегодно в школе проводится научно-практическая конференция «День науки», где учащиеся НОУ представляют свои исследовательские работы.

      В работе школьного научного общества учащихся приоритет отдается предметам естественнонаучной направленности: физике, химии, биологии, экологии, географии.

           Одна из  задач  работы НОУ — это  способствовать формированию у учащихся интереса не только к естественнонаучным дисциплинам    как учебным предметам, но и развитию у них творческого отношения к любому виду деятельности, умения анализировать явления и процессы окружающей действительности с точки зрения естественных наук.

      Активное вовлечение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность позволит вызвать интерес и желание изучать химию, биологию, физику, помочь учащимся в самоопределении профиля и сознательного выбора будущей профессии.

      Так как я являюсь учителем химии и биологии, то и занимаюсь исследовательской деятельностью  с учащимися по этим предметам.

      Исследовательская и проектная деятельность учащихся научного общества  способствует: 

  1. закреплению, систематизации и расширению знаний учащихся по основам естественнонаучных дисциплин;
  2. расширению границы применения имеющихся химических и биологических понятий и знаний;
  3. формированию системы взаимосвязи теоретических и практических знаний в химии и биологии;
  4. выработке практических умений использования химических методов анализа для определения качественного состава веществ;
  5. продолжению формирования умений анализировать ситуацию и делать прогнозы, выполнять опыты в соответствии с требованиями правил безопасности;
  6. продолжению формирования навыков исследовательской деятельности (исследовательских компетенций);
  7. развитию учебно-коммуникативных умений;
  8. решению проблем охраны природы и здоровья человека.

 

     При организации практических занятий учащиеся оказываются в условиях, требующих от них умения планировать эксперимент, грамотно проводить наблюдения, фиксировать и описывать его результаты, обобщать и делать выводы, а также осваивать научные методы познания.

      Кроме того, предлагаемые исследовательские  работы вырабатывают у учащихся умения ставить конкретные задачи и решать их с помощью конкретных методик.

      Исследовательская и проектная деятельность учащихся  предусматривает и самостоятельную работу с учебной, справочной и научно — популярной литературой, подготовку реферата и проведение конференции, что способствует развитию  навыков самообразования, умение пропагандировать свои знания с целью повышения эффективности естественнонаучного образования учащихся.

     Для выполнения проводимых химических  исследований  достаточно оборудования и реактивов, имеющихся в школьном кабинете химии.  Некоторые исследования  могут быть выполнены в лабораториях ВУЗов с которыми мы постоянно  сотрудничаем (Муромский филиал Владимирского государственного университета, Муромский филиал московского социально-психологического университета).

     Итогом работы школьного  НОУ являются призовые места на международных, Всероссийских, областных, окружных научно-практических конференциях и конкурсах.

 

 Одним из приоритетных направлений школьного образования  является внимательное отношение к здоровью школьников. Внимание уделяется и школьному распорядку дня, физическим нагрузкам и правильному питанию  детей как в школе, так и вне ее. Не секрет, что многие школьники завтраку или обеду предпочитают чипсы, газировку, жевательную резинку.

Разговоры о вреде такого питания дают мало результата, а когда учащиеся своими глазами видят, в ходе химического эксперимента, из чего состоит их любимый продукт и какой вред может нанести здоровью, то многие пересматривают свое отношение к вопросу питания.

В методике химического эксперимента важные факторы – простота, наглядность, доступность, практическая значимость. Учащиеся с интересом проводят опыты с продуктами питания, изучая их качественный состав, значение и влияние их на здоровье. После ряда опытов, когда учащиеся своими глазами видят, какие химические добавки содержат продукты, как влияют на здоровье, многие принимают решение отказаться от бездумного отношения к  школьным  завтракам.

В рамках НОУ естественного цикла с учащимися ведется работа по исследованию продуктов питания. Эти занятия носят не только исследовательский и научный характер, но и наглядно показывают взаимосвязь правильного питания и здоровья человека.

    Вниманию педагогов предлагаются исследовательские работы: «Качественный анализ продуктов питания» (этот материал представляет 3 занятия из цикла: «Качественный анализ продуктов питания». Учащиеся 8-9 классов исследуют мороженое, чипсы, шоколад) и проект «Восстановление архивных документов от пожелтения в условиях школьной химической лаборатории», выполненные учащимися школьного НОУ «Генетик».

 

 



Источник: «Педсовет / Pedsovet.org»