Всестороннее развитие личности учащихся в условиях школьного эстрадного ансамбля  Развитие вокальных способностей обеспечивается в единстве с интеллектуальным и личностным развитием детей, их индивидуальными потребностями.


Всестороннее развитие личности учащихся в условиях школьного эстрадного ансамбля

Если вас интересует создание школьного ансамбля, то в статье вы найдете рекомендации по его созданию и работе с детьми

Всестороннее развитие личности учащихся в условиях школьного эстрадного ансамбля. Учащимся свойственно чувство коллективизма, поэтому у них возникает желание выполнять что-либо в группе, в частности, петь в ансамбле. ВА –  фактор, объединяющий  интересы и стремления  учащихся к современным тенденциям в музыкальной культуре. Бурное развитие новых информационных технологий, средств связи, обработки и передачи информации, их популяризация на радио и телевидении, послужили объективной причиной для роста популярности данного жанра музыкального коллективного творчества среди учащихся. Ансамбль — музыкальный коллектив, деятельностью которого является творческий процесс вокального исполнительства, организованный творческими целями и задачами. 

Только при сформированности определённой цели, руководитель ВА может добиться результатов. Цель руководителя школьного ВА — посредством обучения навыкам вокально-эстрадного сформировать и развить у учащегося широкий круг музыкальных способностей, пробудить и поддержать творческую активность.

Работа с   ВА   включает в себя несколько видов деятельности: образовательная, творческая, исполнительская, концертная.  Занятия   представляют собой цепочку одного связующего звена образовательной программы и  являются наиболее систематической и динамичной формой как индивидуальной, так и групповой работы.

Первое с чего начинается работа ансамбля – это подбор участников художественного коллектива. Что обязательно предполагает художественную согласованность и общность эстетических намерений его участников. Поэтому каждый ансамбль комплектуется из учащихся, близко стоящих друг к другу/клик/  по характеру, вкусам, интересам и возрасту.

При подборе участников ансамбля приходится тщательно продумывать партии, чтобы они соответствовали исполнительским возможностям учащихся.

Чтобы не возникало трудностей в реализации образовательной программы, иногда приходиться вносить  корректировки в репертуарный или учебно-тематический план. Для успешного творческого развития ВА педагогу крайне необходимо владеть информационными технологиями.

Интернет как средство распространения информации  открыл возможность изучение  разных школ обучения, в каждой музыкальной культуре есть свои аспекты, интересные для развития инструменталиста, (новые приёмы, репертуар) и т.д.  Руководитель может не только использовать школы отечественных мастеров но, и,  анализируя и апробируя западные прогрессивные школы  применять в обучении.     Важной задачей для педагога является разработка нового подхода к электронным методическим материалам, поиск новых концепций и методик обучения, освоение дидактического потенциала информационных, средств. В своей работе с ВА на начальном этапе я использовала  компьютерные программы звукостудии, сейчас они представлены во всём многообразии. (см.приложение 1)

Правильно подобранный репертуар группы способствует формированию нравственного потенциала, развитию эстетического вкуса, техническому росту коллектива, определяет его лицо и в целом профессиональное самоопределение школьников.  В репертуар включены вокальные композиции, что позволяет ансамблю повышать свой  исполнительский уровень владения голосом. Детский репертуар, представленный в конкурсной программе вызывает интерес не только с точки зрения хороших детских текстов, но и позволяет   расширить музыкально-слуховой опыт детей. Именно когда текст песни содержит нравственно-воспитательную сущность, детям легко преподносить важные истины, способствующие воспитанию нравственности.   (Например: песни, посвящённые Великой Отечественной войне).

Концертная деятельность – особая часть работы детского вокального коллектива. Это своеобразный итог проведенной репетиционной и педагогической работы за определенный период времени, способный отразить как результаты проделанной работы, так и степень усвоения материала детьми. В своей работе  я использую компьютерные программы для  создания  видеозаписи,  минусовки и другой музыкальный материал. Репертуар изучаемых произведений,  подбирается с учетом государственных, тематических и профессиональных праздников, а также с учетом предпочтений и вкусов самих учеников. 

Одной из главная задача – научить ребенка правильно дышать. Полезно использовать дыхательные упражнения в качестве разогревающей гимнастики перед распеванием. Для начала следует проверить работу дыхательных мышц.

В технике эстрадного вокала важны следующие дыхательные упражнения:

Упр.1

Естественней всего функционирует наше дыхание во время смеха. Ощутим, как и где напрягаются мышцы брюшного пресса, нижней части спины /поясница/, живот подается вперед.

Упр.2

Теперь положим руку на живот для контроля дыхания и сделаем медленный вдох, считая про себя до четырех. Не задерживая дыхания, медленно выдохнем, снова считая до четырех. Почувствуем, как живот надувается при вдохе и сдувается при выдохе. Если движения живота плохо ощутимы, попробуем выполнить это упражнение, наклонив корпус вперед и положив руки на область поясницы. На вдохе должно ощущаться расширение этой области спины. При каждом последующем вдохе-выдохе увеличиваем счет на единицу (пять, шесть, семь и т.д.).

Упр.3

Активный выдох. Разогреем мышцы, чередуя быстрые вдохи-выдохи открытым ртом. Приглядитесь, как вздымаются бока у собаки, дыщащей высунув язык, и вы поймете, почему данное упражнение носит название «собачка». Это упражнение полезно выполнять у зеркала. Сядьте на стул, облокотитесь на его спинку и расслабьте плечи и шею. Выполняя упражнение, следите, чтобы плечи не поднимались.

Упр.4

Одним из существенных недостатков дыхания является неравномерность выдоха. Голос звучит толчками, дрожит и качается. Тренируя ровный выдох, мы закладываем основы ровного звучания голоса. Предварительно выдохнув, сделаем резкий вдох носом, послав воздух в область живота. Со звуком ТЦ-Ц-Ц… медленно выдыхаем воздух сквозь сомкнутые зубы. Чтобы воздушный столб был равномерным и не качался, необходимо после вдоха оставить мышцы живота /пресс/ напряженными, а сам живот круглым, как мячик. Старайтесь поддерживать напряжение, пока выйдет весь воздух. Постепенно необходимо продлевать выполнение этого упражнения от 20-30 секунд до одной минуты.

Во время пения используются специфические мышцы, не работающие в повседневной жизни. Поэтому качать пресс или прибегать к другого рода упражнениям для их тренировки не следует! Помогут занятия йогой, лечебная дыхательная гимнастика и плавание. Диафрагменное дыхание должно быть доведено до автоматизма: дышите «животом» в метро, на учебе и прогулке. Характерные ошибки: постоянное задирание или подергивание плеч во время вдоха — свидетельство ключичного дыхания, нарочитое выпячивание живота и неестественное его втягивание или другое неудобство в дыхании означает, что упражнение выполняется неправильно. Диафрагменный тип дыхания является максимально естественным и полезным для всего организма. Этот тип дыхания обычен для профессиональных певцов, спортсменов, лекторов и ораторов. Он является составной частью лечебной гимнастики, йоги, восточных единоборств. Так дышат животные, так и вы дышали в раннем детстве, пока издержки цивилизации в виде различных физиологических комплексов не привели к закреплению неправильного навыка. Не забывайте на первых порах во время пения постоянно класть руку на живот для контроля дыхания. В дальнейшем полезно использовать плотно облегающий широкий резиновый пояс. Он помогает контролировать дыхание и немного утяжеляет нагрузку на мышцы, выполняя функцию тренажера.

Кроме того, в вокальной практике, важное место занимает индивидуальность исполнителя. Для приведения голосового аппарата в форму применимы простые разогревающие упражнения, которые приводят в гармонию физику и психику, все основные органы, работающие на голос. Эти упражнения снимают психофизическое напряжение, настраивают весь организм как музыкальный инструмент. Только когда инструмент настроен, на нём можно играть. Это способствует дисциплинированности детей.

Кроме того, каждая «краска» голоса требует методичной тренировки.

С точки зрения развития и реализации природных голосовых данных ребенка, оптимальным порядком является сначала постановка голоса (актуальная для любых видов вокала), затем – освоение подходящих для каждого отдельного ребенка приемов эстрадного вокала, и самое важное – формирование уникального, узнаваемого голоса, характерной манеры пения и сценического образа ребенка.

На занятиях эстрадного коллектива дети учатся правильно петь, красиво танцевать, раскрепощено чувствовать себя в любой обстановке, в том числе и на сцене. Занятия эстрадным вокалом развивают коммуникативные способности ребенка, расширяют его представление о мире людях, облегчая процесс прохождения ребенком социальной адаптации.

Интересно, что эстрадное пение отличается от академического не только самой манерой исполнения, способами вокализации и фонации, но и средствами сценического воплощения. Это сольное и ансамблевое пение под музыкальную фонограмму с микрофоном, напрямую связанное с постановкой концертных эстрадных номеров (т.е. объединения вокального исполнения, танцевальных движений и актерского воплощения образного строя и содержания песен средствами мимики, пластики, сопровождение исполнения песни яркими костюмами).

Внешнее оформление номера очень важно. Причем, все эти средства нужно применять так, чтобы они работали на создание цельного синтетического образа. В этом и заключается сложность музыкального эстрадного номера. Кузнецов В. писал: «Одной из главных особенностей музыкального эстрадного номера, вокального или инструментального, является специфика общения со зрителем. Эстрадный исполнитель непременно обращается к зрителю» .

Не менее важна актёрская интерпретация – это взгляд на данный материал через своё, личное состояние и отношение, где вокальная техника является активной помощницей актёрского мастерства. Используя знания различных манер, ребенок постепенно находит свой стиль, близкий ему по духу и природным качествам.

Создание собственного образа – долгий путь и он складывается из предшествующих знаний, практического опыта, навыков и состояния души. «Как создать свой образ?» – это главный вопрос для эстрадного исполнителя вокального жанра, на который он должен ответить сам.

Таким образом, музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с детей младшего возраста, и ведущее место в этом принадлежит ансамблю вокального пения – и на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству.

При этом, внеклассные занятия эстрадным вокалом направлены, прежде всего, на становление и развитие личности ребенка, формирование его духовной культуры и развитие его индивидуальных музыкальных способностей. Занимаясь эстрадным пением, школьник не только овладевает искусством вокала, специфическими приемами, характерными для различных жанров современной популярной музыки, сольного исполнения , но и учится работать в команде с другими детьми.

При этом надо помнить, что пластику, актерское мастерство, пение – все эти навыки необходимо развивать у любого ребенка, а не только у того, который хочет связать свою жизнь с искусством. Самое главное, что дают детям занятия эстрадно-вокальным пением кроме навыков сцены – это дисциплина, уважение к своему, чужому времени и труду. Это очень важное качество в работе и жизни.

В школьном ансамбле вокального пения, как правило, органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива, так как занятия проходят небольшими группами (12-15 человек), и каждый ребенок пробует свои силы, как в ансамблевом пении, так и в сольном.

В условиях коллективного исполнения у школьников развивается «чувство локтя», доверия партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении как совместном действии способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива.

Согласно мнению Ветлулиной Л.А, Дмитриева Л., при индивидуальном, сольном исполнении песни усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.

Установлено, что в процессе певческой деятельности успешно формируются весь комплекс музыкальных способностей, эмоциональная отзывчивость на музыку, обогащаются переживания ребенка. Кроме того решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности школьника. Современной наукой доказано, что дети, занимающиеся певческой деятельностью, более отзывчивы, эмоциональны, восприимчивы и общительны.

В то же время занятия вокально-эстрадным пением позволяют выявить лучшие физические качества голоса, раскрытие его красоты; накопление опыта вокального интонирования, обучение приемам пения, навыкам выразительного исполнения; на основе цветоэмоциональной отзывчивости – обогащение тембровых красок голоса, музыкального слуха; освоение приемов снятия психического и мышечного напряжения; расширение знаний об искусстве, певческой культуре.

Изначально наш школьный эстрадный ансамбль «Радость» был создан по инициативе директора школы , идея нашла отклик у родителей и учащихся начальных классов. В дальнейшем образовались три разновозрастные группы ансамбля -младшая, средняя и старшая).Сформировался репертуар, появились концертные выступления внутришкольные, городские конкурсы , участие в праздничных городских мероприятиях. Эмоциональная отзывчивость учащихся в условиях школьного ансамбля повлияла на качество исполнения ,что отметили педагоги межрегиональной конференции ,которая проводилась на базе нашей школы, также репортаж о творческой деятельности школьного ансамбля « Радость», руководителем которого я являюсь, был показан по телевидению Подмосковья. Сразу хочется отметить, что  материально-техническое оснащение школьного ансамбля  должно соответствовать  определенным нормам и требованиям. В нашей школе  важно эту базу оснащать и впредь.  Но, так как наша общая мечта  с детьми была довольна сильна, а, как известно мечты сбываются, благодаря сплоченности ансамбля ,мы проводим выступления на достаточно высоком уровне, что отмечено членами жюри и подтверждено грамотами и дипломами.

 Развитие вокальных способностей обеспечивается в единстве с интеллектуальным и личностным развитием детей, их индивидуальными потребностями.

Совершенно очевидно, что современное эстрадное вокальное искусство во всем многообразии своих средств и форм оказывает огромное влияние на сознание, чувства, вкусы, формирование эстетического отношения к действительности, развитие творческих качеств личности и эмоциональной отзывчивости учащихся в условиях школьного вокально-эстрадного ансамбля.

Приложение 1.

Приложение идеально подходит для создания песен, характерные для разных стилей музыки.

Бесплатная версия приложения, которое используется для записи звука с аудио.

Звуковой редактор позволяет конвертировать старые кассеты и записи в цифровой формат.

Позволяет записывать любой звук с вашего компьютера или другого устройства.

Является программным обеспечением, которое позволяет выполнять звукозапись аудио треков.

Приложение, предназначенное для записи высококачественного аудио в стерео и моно.

Для людей, которые хотят записывать звук в очень высоком профессиональном уровне.

Приложение для записи звука, обработанного встроенной звуковой картой.

Умеет записывать и воспроизводить звук, голос, музыку.

Настоящая профессиональная студия звукозаписи и корректировки голоса.

Звуковая рабочая станция, которая обладает огромным количеством инструментов обработки.

Поможет расписать музыку по нотам и звукам, сохранить ее.



Источник: «Педсовет / Pedsovet.org»