Воспитательная система работы в объединениях дополнительного образования детей


Воспитательная система работы в объединениях дополнительного образования детей Из опыта работы

Воспитательная система объединяет все формы и виды обучения, творчества, досуга, социально полезной деятельности в целостный образовательный процесс. Приоритетные направления работы: «Я патриот России», Проект «Старикам везде у нас почёт», Клуб «Муравейник», «Семья, школа и общество».

    Воспитательная система работы в объединениях дополнительного образования детей       

 Содержание 

  1. Концепция воспитательной системы

— цели, задачи, приоритетные направления

— субъекты воспитательной системы и пути достижения цели 

  1. Основные направления реализации воспитательной системы и способы достижения целей.
    • «Я патриот России»
    • «Семья, школа и общество»
    • « Новое поколение за здоровый образ жизни»
    • «Талантливые дети»

 1. Концепция воспитательной системы

   Воспитательная система объединяет все формы и виды обучения, творчества, досуга, социально полезной деятельности в целостный образовательный процесс, который обеспечивает удовлетворение индивидуальных интересов и потребностей детей, их личностное развитие, социализацию и реализуется в процессе реализации проектов различной направленности. Воспитательная система помогает выбрать обучающимся самостоятельно пути преодоления жизненных препятствий, сохраняя человеческое достоинство, одаривая других своими талантами, идеями и сплачивая коллектив в дружную семью.

          Педагогическая миссия коллектива в процессе воспитания и создания дружного коллектива – это внедрение системообразующих ценностей, через сотворчество, общение, взаимодействие и педагогическую поддержку.

  Цель воспитательной системы — Создание условий для становления здоровой и социально мобильной личности, с устойчивым нравственным поведением,   мотивацией к познанию и творчеству, способной к самореализации и самоопределению в социуме.

Задачи:

  1. Обеспечить психологический комфорт и помочь адаптироваться обучающимся в условиях дополнительного образования:

— формировать благоприятную среду для личностного  развития подростка

— социально поддерживать воспитанников ориентируя их на преодоление трудностей

  1. Создать детский коллектив:

— организовать активную, творческую жизнедеятельность обучающихся

— развить  внутреннюю мотивацию подростка

  1. Выстроить отношения сотрудничества между всеми субъектами учебно-воспитательного процесса:

— активно использовать возможность ближайшего социума

— формировать ценностно-смысловое равенство ребёнка и взрослого, где взрослый создаёт условия, а решения принимает сам обучающийся.

— пропагандировать коллективный характер деятельности, удовлетворяющий потребность в общении, готовности прийти на помощь другому.

  1. Адаптация и психологический комфорт

         В кружки дети идут целенаправленно, выбирая тот, в котором хотят заниматься. Поэтому перед педагогом стоит задача построения учебно-воспитательного курса таким образом, чтобы он соответствовал потребностям обучающегося, чтобы кружковец чувствовал себя на занятиях комфортно и уверенно.

          Действует система преемственности в кружках. Например, дети, посещающие кружки начально-технического моделирования после завершения курса обучения переходят в кружки спортивно-технической направленности. Адаптационный период проходит быстро, благодаря участию в реализации проектов и воспитательных мероприятий, в которых кружковец принимает участие в течении всего времени обучения. 

  1. Создание детского коллектива

         Воспитание ребёнка происходит в процессе обучения и общения его с кружковцами и педагогами. Дети занимаются по программам, в которых предусмотрено право выбора индивидуального маршрута кружковца. При этом педагог учитывает индивидуальные возможности и потребности каждого ребёнка. Во всех видах деятельности присутствует атмосфера творчества и созидания. 

         Так как в объединении занимаются дети из разных школ города, перед педагогом стоит задача объединить их и создать дружный коллектив. Для этого на первом этапе знакомства педагог организует для кружковцев игры на знакомства «Снежный ком», «Расскажи мне о себе», проводит анкетирование. Постепенно, в процессе обучения в группе выделяется лидер, который является помощником педагога и помогает сплачивать коллектив, организуя самоуправление в кружке. Обучающиеся вместе с педагогом вначале учебного года планируют мероприятия на год, ведут фото летопись кружка, организуют дежурства, а самые активные участвуют в самоуправлении. Педагог ведёт карту «Диагностика воспитанности учащегося детского объединения». 

  1. Сотрудничество между всеми субъектами учебно-воспитательного процесса:

         Для решения поставленных задач педагогический коллектив  обращается к возможностям социокультурной среды, к семье.

         Первые социальные заказчики на образовательные услуги–родители. Поэтому чтобы найти эффективные способы решения проблем в воспитании детей  педагог вовлекает в процесс обучения и воспитания родителей, используя различные формы:

— родительские собрания;

— вовлечение родителей в работу Попечительского Совета;

— приглашение родителей на дни открытых дверей, открытие и закрытие кружкового сезона (приложение) и другие массовые мероприятия;

— организация выставок — передвижек работ кружковцев в организациях и предприятиях, где работает большее число родителей кружковцев;

— дни семьи, родительские конференции  

— привлечение родителей в реализацию проектов.

— организация выставки совместно с родителями «Семейный вернисаж» 

    Учреждение имеет свои традиции сотрудничества с различными организациями, которые строятся на договорной основе. С каждым годом связи расширяются, появляются новые партнёры, благодаря которым решаются новые задачи

  1. Основные направления реализации воспитательной системы и способы достижения целей.

      Для успешной реализации воспитательной системы  определили следующие приоритетные направления работы:

 2.1. «Я патриот России»

Развитие системы патриотического воспитания и гражданского образования кружковцев, способной обеспечить решение задач по развитию социальной инициативы школьников на основе формирования патриотических чувств и сознания, правовой и нравственно-этической культуры.

Проект «Старикам везде у нас почёт»   

      Коллектив педагогов и кружковцев при поддержке родителей и общественности реализовал проект «Старикам везде у нас почёт», который победил и получил гранд в конкурсе социальных и культурных проектов благотворительного фонда «ЛУКОЙЛ».  Он помог научить детей быть более добрыми и милосердными, внимательно относиться не только к родственникам пожилого возраста, но и к пожилым людям вообще. Помог укрепить связь пожилых людей и подрастающего поколения.

  Были организованы фото кроссы, выставки с привлечением людей пожилого возраста, недельные акции милосердия: ко Дню пожилого человека, Дню Сталинградской битвы и Дню Победы.  

      Проект  привлёк внимание жителей города и общественности к проблемам добра и милосердия,  ведь в акциях милосердия и фото кроссе принимали участие не только дети, но и их родители, коллеги по работе. 

  Сформировав с детства нравственные представления о добре и милосердии к пожилым людям, мы в дальнейшем получим достойного гражданина нашей страны. Этот проект рассчитан на несколько лет и будет реализоваться дальше.

 Клуб «Муравейник»

          На заседаниях клуба дети учатся общаться друг с другом, учитывать и принимать позицию другого, уважать чужое мнение, проявлять тактичность, вежливость, принимать обоснованные требования взрослых, проявлять заботу о самом себе и многому другому.

         На заседаниях клуба проводится большая работа по патриотическому воспитанию. Это циклы мероприятия посвящённые Дню Героев Отечества,   Сталинградской битвы, Дню Победы. В кружках проводится устный журнал «И нам войну забыть нельзя».  Ежегодно в выставочном зале разворачивается  экспозиция рукописных книг — «Поклонимся великим тем годам» и  поделок кружковцев — «Они сражались за Родину», оформлен альбом «Земляки» (приложение).

          Клуб  «Муравейник» тесно сотрудничает с Советом ветеранов Великой отечественной войны, который помогает в организации встреч с участниками и ветеранами Отечественной и Афганской войны. Эти встречи проходят всегда в теплой обстановке, за чашкой чая. Такие встречи запечатлены в книге ветерана  войны Каменнова В.В.  «Жизнь моего поколения» 

 2.2 «Семья, школа и общество»

  Соуправление между всеми участниками воспитательного процесса

Целью создания единого деятельного пространства является система соуправления между всеми участниками воспитательного процесса, которая обеспечивает успешную работу на основе взаимодействия, требовательности, уважения, ответственности, творческого сотрудничества всех участников.  Вопросы связанные с самоуправлением решаются и контролируются  на педагогических и методических советах, на которые по мере необходимости  приглашаются представители общественных организаций, Президент Совета кружковцев, родители. Плодотворными были педсоветы по темам: «Совершенствование системы воспитательной работы, через развитие самоуправления в коллективе кружка», «Творческая роль педагога в формировании у кружковца качественной подготовки к самостоятельной жизни и труду», «Самоуправление на СЮТ, как средство развития самостоятельности, творческой инициативы саморазвития личности» и др.

         Детское самоуправление     

   Созданная  система самоуправления кружковцев служит лабораторией для воспитания гражданина, способствует развитию личности.   Совет кружковцев на протяжении многих лет показывает положительные результаты самоуправления. В Совет кружковцев входят самые активные представители кружков. Ребята принимали участие в открытии кружкового сезона, праздновании Дня учителя, Дня матери, Дня защитника Отечества, проведении конкурса «Лучший кружковец»,   «Шестое чувство», Слете юных техников, закрытии кружкового сезона «Ура! Каникулы!». Инициативная группа кружковцев принимала участие в областном конкурсе «Сто классных газет». 

          Совет милосердия

  Очень важно помимо развития интереса у детей к творчеству привитие таких понятий как:  доброта, милосердие, помощь и забота о ближнем.  Совет милосердия проводит операцию «Дари людям радость» по сбору вещей, игрушек, книг для детей детского дома, для игровой комнаты в детской больницы.  Не остаются без внимания опекаемые дети. Для них проводятся вечера отдыха, Новогодние праздники.

Члены Совета милосердия стали инициаторами ставшей уже традиционной операции «Милосердие — это милость сердца». Кружковцы изготавливают сувениры для детей инвалидов и вручают их детям на Новогодние и Рождественские праздники.  

          Совет милосердия стал инициатором акции «Старикам везде почёт», фото кросса «Бабушка рядышком с дедушкой», «Вы бабули, внуки мы», «Дедушке всё по плечу».

   Кружковцы изготавливали сувениры и вручали их на день инвалида детям-инвалидам, а на Новый год наряжались Дедом Морозом и Снегурочкой и ездили по домам с поздравлениями и подарками.

Бюро поздравлений       

   Кружковцы из бюро поздравлений не всегда дожидаются официального праздника.  Начиная с 1-го сентября они поздравляют кружковцев и педагогов с Днём знаний, открытием кружкового  сезона, Днём открытых дверей, новогодними праздниками и многими другими датами. Не забывают поздравлять шефов, спонсоров с профессиональными праздниками и юбилеями.

Члены бюро поздравлений используют различные формы: изготавливают весёлые открытки-сюрпризы, сувениры, оформляют двери кабинетов, устраивают мини-концерты.

 Пресс-центр

Пресс-центр выпускает газету «Весёлая планета», ведёт летопись, оформляет стенд — «Лучшие кружковцы».  Ведёт большую работу по пропаганде детского творчества среди жителей города в средствах массовой информации.  

     Комиссия по правам кружковцев

         С целью повышения правовой культуры и грамотности детей была создана комиссия по правам кружковцев. Ребята помогали проводить конкурсы рисунков и плакатов «Права ребёнка — в мире взрослых»,  «Имею право», «Нет эксплуатации детского труда». 

         Комиссия по правам кружковцев стала активным участником в аттестации кружковцев, которая проходит в конце учебного года по итогам усвоения  программного материала на звание «Инструктор общественник», «»Мастер», «Мастер — золотые руки», контролирует проведение конкурса «Лучший кружковец » на различных его этапах.  

 2.3 «Новое поколение за здоровый образ жизни»

 Большую агитационную работу по внедрению системы способствующей укреплению здоровья кружковцев, пропаганды здорового образа жизни, формирование положительных привычек и профилактики социально опасных заболеваний ведёт Клуб «Новое поколение за здоровый образ жизни».

 За годы работы Клуба утвердились заповеди членов клуба:

  1. Каждый день делать не менее одного хорошего дела.
  2. Необходимо научиться с большим вниманием относиться к своему здоровью.
  3. Быть всегда открытым для счастья и доброты.
  4. Не лениться и не пасовать перед трудностями.

5.Здоровый и веселый человек больше помнит, больше знает, ярче живет.

  1. Научись дружить и будь хорошим другом.

     Кружковцы с большим энтузиазмом участвуют в акциях «Быть здоровым — это модно», «Говорим здоровью — ДА»., рекламных компаниях — «Один день в зелёной аптеке», «День маленьких чудес». В городских конкурсах рисунков и плакатов: «Я выбираю спорт, как альтернативу пагубным привычкам», «Сделай свой выбор». Педагоги в кружках начального звена реализуют программу «Разговор о правильном питании», с которой стали победителями областного конкурса. Участие в работе  клуба, помогает ребятам выбрать правильный путь в жизни, определить свою жизненную позицию.

               2.4 «Талантливые дети»

     Чтобы помочь талантливому ребёнку не затеряться в усреднённой массе, не стать «таким, как все», коллектив  решил создать особые инновационные условия кружковцам, которые опережают своих сверстников в своём интеллектуальном, духовном и нравственном развитии. Наблюдая, тестируя кружковцев, выделили таких учащихся, создали дополнительные условия для их развития, открыв  клуб «Надежда».        

 Воспитательная система помогает выбрать обучающимся самостоятельно пути преодоления жизненных препятствий, сохраняя человеческое достоинство, одаривая других своими талантами, идеями и сплачивая коллектив в дружную семью.



Источник: «Педсовет / Pedsovet.org»