Возможные пути снижения зависимости младших школьников от электронных гаджетов в группе продленного дня


Возможные пути снижения зависимости младших школьников от электронных гаджетов в группе продленного дня

В статье раскрыты психологические особенности детей младшего школьного возраста. С помощью анкетирования проведен анализ зависимости детей от электронных гаджетов и намечены возможные пути решения этой проблемы в группе продленного дня.

На сегодняшний день мы окружили себя гаджетами во всех сферах деятельности и не представляем свою жизнь без телефона, планшета, компьютера.

Работая в группе продленного дня (ГПД), я столкнулась с проблемой зависимости некоторых школьников от гаджетов и стала искать пути решения этой проблемы.

У детей, регулярно посещающих школу, наблюдается повышенная психическая напряженность. Это отражается не только на физическом здоровье, но и на поведении ребенка. У детей 7-11 лет основные свойства нервных процессов по своим характеристикам приближаются к свойствам нервных процессов взрослых людей. Но об этом можно говорить лишь условно, так как у большей части детей, как считают физиологи, нервная система очень неустойчива.  В целом, для детей остается характерной высокая утомляемость. Их работоспособность обычно падает через 20-25 минут после какого- либо вида деятельности.

Дети посещают группу продленного дня после уроков, приходя на занятия уже утомленными. Необходимо также учитывать, что дети этого возраста еще имеют повышенную эмоциональную возбудимость. Негативные изменения, происходящие в организме школьников младшего возраста, могут быть обусловлены, в том числе, необходимостью проводить большую часть времени в сидячем, малоподвижном положении.

Помещения, в которых находятся группы продленного дня, – это обычные классы. Некоторые дети, попав в ГПД, обычно начинают свою деятельность с того, что сначала звонят родителям, а потом под видом звонков погружаются в игры на телефоне. У таких детей, налицо психологические и физические симптомы, такие как эйфория от игры, проблемы с учебой и отказ делать уроки, сильное раздражение при просьбе выключить телефон, а также сухость и покраснение в глазах, повышенная утомляемость.

Для того, чтобы определить на сколько зависимы дети от игр я провела анкетирование и просила детей отвечать на поставленные мною вопросы предельно честно. В анкетировании участвовало 30 человек – дети, посещающие ГПД, ученики 3-4 классов.

Был задан вопрос: «Сколько времени вы проводите за играми на телефоне, планшете или компьютере?» Четырнадцать человек из опрошенных мною детей играют в игры два часа и более, десять человек играют около одного часа, остальные играют 20 минут, и два человека вообще не играют.

Следующий вопрос был таким: «Если бы у вас забрали телефон на один день, какие чувства вы бы испытывали?» Варианты ответов были – «злость, гнев», «сильное раздражение», «безразличие». У семи человек это вызывает «сильное раздражение», у троих – «злость и гнев», а остальные испытывают «безразличие».

На поставленный мною вопрос: «Если бы у вас забрали телефон на один день, какие чувства вы бы испытали?» Восемь из тестируемых написали, что «очень расстроились», десять человек написали, что им «все равно», а остальные найдут еще чем заняться.

Далее я ставила вопросы, выявляющие какой вид деятельности им больше всего нравится, а конкретно на вопрос: «Если бы у вас не было телефона один день, чем бы вы стали заниматься?» Ответы детей были следующие: «играть в футбол», «играть в другие игры», «рисовать», «гулять», «играть в шашки», «шахматы», «спать», «гулять с собакой», «играть с котом».

На вопрос: «Какие игры вас привлекают?»  Варианты ответов были: «настольные игры», «подвижные игры», «игры соревновательного характера», «познавательные игры». Двенадцать человек любят «игры соревновательного характера», восемь – «подвижные игры», шесть человек любят «настольные игры», а остальные – «познавательные игры».

Последний вопрос, на который я просила ответить детей, был: «Чем вы любите заниматься всей семьей?» Ответы детей были: «гулять», «ходить в торговые центры», «отмечать праздники», «играть в настольный хоккей», девять человек — «вместе ужинать», а пять человек затруднились ответить на вопрос.

Проанализировав анкеты детей, я определила, какие дети попадают в так называемую «группу риска», и выявив их интересы, я определила для себя поэтапные шаги.

 Начала я свою деятельность с проведения беседы, так как всем детям было интересно: «Для чего проводится анкетирование?» Объяснив детям, что я хочу написать статью, попросила их помочь мне, самим определить, что необходимо сделать, чтобы жизнь в группе продленного дня стала интересней, как разнообразить их деятельность?

Многие ученики просили, чтобы было побольше игр соревновательного характера, так как именно такие игры их привлекают. Поэтому в последующие дни чаще проводились такие игры, как «Игра-эстафета», «Полоса препятствий». Именно в них воспитывается «коллективизм». Дети проявляли себя активно, были сосредоточены и выполняли правила игры с большим интересом, игра вызывала у них восторг.

Большая часть учеников была согласна с активным проведением подвижных игр, как на улице, так и в помещении. Было принято решение проводить по одной новой игре в неделю, так как их привлекают новые игры, и играть в наиболее понравившиеся игры в течение недели.

Еще одной формой вовлечения детей в совместную деятельность стало чаепитие в канун Нового года.  В ходе него была проведена беседа о том, в какой стране появилась традиция отмечать Новый год, как празднуют Новый год в разных странах мира, как отмечают его в нашей стране? Все дети были вовлечены в процесс обсуждения, и такая форма проведения занятия всем понравилась. Запланировано проведение занятий на другие темы, например, «Масленица», с предварительной подготовкой к ним детей.

Были даны рекомендации родителям детей, которые попали в «группу риска», побольше уделять внимания своим детям. Попробовать договориться с детьми о правилах пользования гаджетами и сокращении времени пользования ими. Побольше общаться, ходить вместе не только в торговые центры, но и в театры, кино, совместные походы. Было принять решение совместно с родителями о поощрении детей за их стремление не использовать телефоны для игр.

Описанные приемы являются одним из возможных вариантов решения указанной проблемы.  В дальнейшем подобная работа мною будет продолжена для выявления других интересов у детей с целью отвлечения их от электронных гаджетов, что безусловно пойдет им на пользу.

 

 



Источник: «Педсовет / Pedsovet.org»