Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского в Санкт-Петербурге передал в дар Старорусской городской библиотеке книги, посвященные великому писателю.
Главным подарком стал триптих роскошных художественных изданий, выпущенных Литературно-мемориальным музеем Ф.М. Достоевского в издательстве «Кузнечный переулок». В комплект входят три альбома — «Образ Достоевского в фотографиях, живописи, графике, скульптуре» (выпущен в 2009 году), «Образы Достоевского в книжной иллюстрации и станковой графике» (выпущен в 2011 году) и «Театр Достоевского в работах художников сцены. С.-Петербург — Москва. XX век» (выпущен в 2015 году).
В первом альбоме, включающем большое количество цветных и черно-белых иллюстраций, представлена иконография Достоевского за период более чем 150 лет. В книге собраны все выявленные прижизненные, а так же многие посмертные изображения писателя.
Во втором альбоме, изданном на основе коллекции хранящихся в музее графических и живописных работ — иллюстраций к произведениям Достоевского, представлено более 300 произведений художников, обращавшихся к творчеству Достоевского с 1910-х годов и до начала ХХI века.
Третий альбом посвящен работам художников-сценографов, оформлявших спектакли по произведениям Достоевского. В отборе спектаклей составители определили для себя жесткие границы: театр только XX века и только двух столиц. Движение от спектакля к спектаклю (всего их тридцать два) — в порядке хронологии — начинается от новаторских «Братьев Карамазовых» (1910 года) Владимира Немировича-Данченко, перевернувших представление о возможностях инсценировки прозы, и завершается постановкой «Обняться и заплакать» (2001 года) Георгия Васильева, премьера которой состоялась в музее.
Петербургские театральные критики еще при выходе отмечали уникальность этой книги.
— Действительно, сложно вспомнить другое издание, которое представляло бы какого-нибудь писателя через работу сценографов. Да, Федор Михайлович — единственный из крупных русских прозаиков, в наследие которого не входит ни одной пьесы, при этом вклад писателя в сценическое наследие неоценим, — отметил петербургский театровед Евгений Авраменко, добавив, что эта книга будет востребована в Старой Руссе — городе с давними театральными традициями: ведь на сцене «Театра Старорусских Минеральных вод» блистали прославленные актеры — Вера Комиссаржевская, Мария Андреева. Да и сейчас в городе ежегодно проходит Международный фестиваль камерных спектаклей по произведениям Достоевского.
Директор Литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского в Санкт-Петербурге Наталья Ашимбаева передала Старорусской библиотеке свою книгу «Достоевский. Контексты слов», в основе которой лежат статьи, посвященные анализу некоторых наиболее значимых слов из числа повторяющихся в разных произведениях писателя и несущих в себе смыслы, относящиеся к глубинам «художественной идеологии» Достоевского.
Как утверждает автор, все слова в мире Достоевского давно учтены и пересчитаны, но это совершенно не закрывает тему исследования слова в произведениях писателя, а напротив — отчетливо и рельефно ее очерчивает. Такие слова как «страдание» (упоминается в художественных произведениях Достоевского 206 раз), «страсть» (167 раз), «стыд» (232 раза) или, например, «судьба» (342 раза) встречаются на страницах его творений чаще других, несут особую содержательную нагрузку и потому представляют собой отдельный предмет для изучения.
Заместитель директора Литературно-мемориального музея Борис Тихомиров поставил автографы на трех своих изданиях.
Книга-комментарий «Лазарь! Гряди вон», по признанию автора, призвана собрать в единой «раме» все наиболее ценное и необходимое современному читателю, что наработано несколькими поколениями исследователей романа «Преступление и наказание». Причем Тихомиров, который более 30 лет занимается изучением романа, не просто собрал чужие наблюдения, соображения и цитаты, а подверг их критическому анализу с точки зрения современного научного видения и обобщил накопленный опыт многих десятков специалистов, не пытаясь втиснуть весь материал в «прокрустово ложе» собственной интерпретации, а напротив — давая читателю возможность самостоятельно выстроить собственное понимание великого романа.
Издание «Белые ночи» состоит из двух книг. Первая содержит текст одного из наиболее значительных и интересных ранних произведений Достоевского с иллюстрациями Мстислава Добужинского. В строгом смысле эта книга не является факсимильной, однако в ней бережно сохранены все элементы книжного оформления другого издания — повести «Белые ночи», выпущенной в 1923 году издательством «Аквилон». По мнению Бориса Тихомирова, в этом издании художественный мир Достоевского впервые получил конгениальное графическое воплощение, а Добужинский создал бесспорный шедевр книжного искусства.
Вторая книга, теснейшим образом связанная с первой, — статьи и комментарии, подготовленные Борисом Тихомировым, причем комментарии представляют собой наиболее полный на сегодняшний день свод сведений, необходимых современному читателю для полноценного восприятия повести.
Еще один подарок — книгу «Достоевский на Кузнечном. Даты. События. Люди» Борис Тихомиров посвятил важнейшему адресу в жизни писателя — дому № 5/2 по Кузнечному переулку, где прошли его последние годы и где в 1971 году был открыт музей Достоевского. В книге на основе воспоминаний и дневников современников, переписки, архивных документов воссозданы обстоятельства жизни писателя последних двух с половиной лет. Достоевский в кругу семьи, его общение с друзьями и знакомыми, петербургские адреса, где он бывал, предсмертная болезнь, смерть и похороны — вот важнейшие сюжеты книги, которая будет передана в Старорусскую городскую библиотеку.
Заместитель директора Литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского в Санкт-Петербурге Борис Тихомиров считает, что для Старорусской городской библиотеки книги о Достоевском — самые необходимые.
— Старую Руссу издавна и справедливо называют «городом Достоевского»: здесь писатель проводил летние месяцы, начиная с мая 1872 года, здесь создавал такие значительные произведения, как романы «Подросток» и «Братья Карамазовы», работал над главами «Дневника писателя». Читатели «Братьев Карамазовых» узнают в Старой Руссе приметы Скотопригонььевска — города, где разворачивается действие последнего произведения Достоевского. Наконец, здесь, в Старой Руссе находится один из главных музеев писателя, а совсем недавно был открыт уникальный музей романа «Братья Карамазовы», — напомнил Тихомиров.
Справка «РГ»
Акция «Городу Достоевского — книга в подарок» организована «Российской газетой» и газетой «Старая Русса» при поддержке журнала «Звезда».
Ее цель — оказать всемерную поддержку Старорусской городской библиотеке имени Ф.М. Достоевского в преддверии празднования 200-летия писателя.
Акция заключается в сборе и передаче в фонды библиотеки научно-популярной, художественной, мемуарной, справочной, детской литературы и документальной прозы, с тем чтобы в фондах было представлено все книжное многообразие мира, в том числе и с точки зрения географии.
Задача — сделать небольшую районную библиотеку популярным местом живого интеллектуального общения.
Акция продлится весь 2019 год — в это время на базе Старорусской городской библиотеки регулярно проходят встречи с известными литераторами, актерами и общественными деятелями.Итоги акции будут подведены в Старой Руссе 11 ноября 2019 года — в день рождения Достоевского и «Российской газеты».
К акции уже присоединились известные писатели — журналисты «РГ» Николай Долгополов, Павел Басинский, Лев Данилкин, Владимир Снегирев, Валерий Выжутович, Руслан Мельников. Несколько своих книг передал в дар библиотеке председатель Российского детского фонда писатель Альберт Лиханов, а также президент Федерации дзюдо Санкт-Петербурга, заслуженный тренер России Михаил Рахлин.
Участниками благотворительного проекта стали Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина, Коми республиканская типография из Сыктывкара, Морской литературно-художественный фонд имени Виктора Конецкого, рок-музыкант, лидер легендарного «Наутилуса» и группы «Ю-Питер» Вячеслав Бутусов, фронтмен группы «Калинов мост» Дмитрий Ревякин, председатель Калининградского городского Совета депутатов Андрей Кропоткин, Псковское региональное отделение Союза писателей России, Коми Республиканское отделение Союза писателей, Генеральное консульство Японии в Санкт-Петербурге, оргкомитет Международного фестиваля балета Dance Open, председатель Государственного Совета Республики Коми Надежда Дорофеева, скульптор Григорий Ястребенецкий, художник Павел Лемтыбож, владелец галереи Kunsthandel Zechling Вернер Цeхлинг (Австрия), Нарынская гимназия № 2 имени Чкалова (Киргизия), Гатчинская школа № 9 (Ленинградская область), вологодский писатель Андрей Малышев, петербургские писатели Елена Колина, Игорь Шушарин, Юрий Звягин, Анатолий Аграфенин, Виктор Кокосов, журналистка и писательница из Перми Любовь Соколова, член Союза художников России и преподаватель Художественно-промышленной академии имени Штиглица Маргарита Широковских, кандидат медицинских наук Владимир Алексеев, а также предприниматели Старой Руссы Валерий Васильев, Алексей Лойкуц.
Источник: Интернет-портал «Российская газета»