Садовое в кольце


Cело Садовое в Астраханской области по старинке называют Грачи. Даже на картах прошлое имя осталось. Село — в междуречье, и жители строят дома без фундамента: избы висят над холмами, как гнезда-грачевники, опираясь на деревянные подпорки. Каждую весну Садовое заливают выходящие из берегов Волга и Ахтуба, но любой дом можно поднять домкратом и, посадив на дубовые сани, перетащить трактором в сухое место.

— В мае дороги не бывает — все зальет, до июля живем, как на острове, — рассказывает директор местной школы Сергей Храмов, встречая нас за мостом через Ахтубу на своей «Ниве». — А осенью дожди… Если зима теплая, мы по полгода от большой земли отрезаны: дорогу развозит, даже «уазик» плывет. Сейчас хорошо — сухо, асфальт!

«Асфальт» по-садовски — это 23 километра местами похожей на шифер грунтовки, которая ведет к селу от трассы. Ехать по такой дороге — словно навалиться всем телом на работающую дрель — трясет мелкой дрожью. Но как же красиво! Окаймленная ильменями и разнотравьем дорога петляет между тополей и плакучих ив, сворачивает к вековой дубраве и выносит на берег необъятной, как море, Волги. Мы приехали.

С пыльной ровной обочины взлетает напуганная шумом шин птица, я от неожиданности роняю блокнот: да это же орлан-белохвост! На единственной улице, у калитки приземистой одноэтажной школы, обложенной белым кирпичом, нас ждет загорелый мужчина с ребенком — это завхоз Николай Габитов с внуком.

— Думали, Артем придет к нам 1 сентября, — говорит директор, кивая мальчугану, — но мама что-то там не успела, ну, может, на следующий год…

Первоклассники в селе — в дефиците, в прошлом году был один, в этом — никого. Раздается звонок, и завхоз спешит в столовую накрывать обед: вытирает застеленный клеенкой с синими цветами стол, ставит три тарелки — для Ильи из второго класса, Дианы из третьего и Вовы из четвертого. Вот и все младшеклассники.

— Вкусно? — спрашиваю уплетающую макароны с сосиской Диану.

Она приветливо улыбается, поправляя очки в темной оправе, и кивает: «Угу!»

Раньше чай и бутерброды с маслом Николай сам детям и готовил. Но то — перекусы, а по закону ученикам началки нужен полноценный обед. Когда указание пришло, директор за голову схватился. В школе кухня не предусмотрена. В селе — ни кафе, ни столовой, единственный бизнесмен — владелец продуктового магазина «Светлана».

— Пока дорога сухая, питание привозит предприниматель из соседнего поселка, а потом что? — переживает Сергей Владимирович, поглядывая в окно на прогуливающееся мимо школы стадо овец. Скотина тут у каждого, когда село отрезает от города, брать свежие молоко, яйца, мясо больше негде, как на собственном дворе.

Снова звонок, и я успеваю рассмотреть колокольчик — он старинный, снят с настоящей лошадиной сбруи. О начале и конце уроков ребят извещает сидящая в коридоре техничка в голубом, как школьные стены, платье.

— Наталья Николаевна у нас и гардеробщица, и уборщица, и сторож, — с уважением отзывается директор, — приехала много лет назад по большой любви.

— У нас почти все учителя так приехали, — признается мне педагог начальных классов Нина Глаголева. Она попала в Садовое после педучилища, вышла замуж, в своей же школе выучила детей. Но все они уехали из села. Школа девятилетняя, продолжать обучение детям приходится в других местах, и обратно почти никто не возвращается — нет дороги, водопровода, газа, да и работы. Школа, ФАП, Дом культуры, почта, магазин, сельская администрация — вот и весь рынок труда.

У малышей началась математика. В кабинете, слишком просторном для троих учеников, две классные доски: у одной делает задание Вова, у другой — Диана, а Нина Николаевна спрашивает домашку с Ильи, расположившись за одной с ним партой, — все условия для индивидуального подхода. Ведь почти в каждом классе всего по одному школьнику. Поэтому в одном кабинете занимается вся «началка», в другом — объединены пятый и шестой, в третьем — седьмой и восьмой, и отдельно учится девятиклассник, так как ему готовиться к ОГЭ. Кстати, пора выпускных экзаменов приходится как раз на весеннее половодье, поэтому контрольные материалы из города привозят на лодке. Зато из-за отсутствия возможности выехать все садовские выпускники сдают экзамены в родных стенах.

Снова перемена, я жду хлопанья дверей и беготни, но малыши остаются в классе, а старшие собираются у подоконника и достают… тетрадки. Телефонов ни у кого не видно.

— Совсем не разрешаете гаджеты? — интересуюсь у директора.

— Почему? Разрешаем, но им некогда, — отвечает Сергей Храмов. — Все уроки приходится учить. У нас же не обычная школа, где 30 человек в классе, отсидеться не получится.

В Садовом даже не пришлось менять расписание в связи с пандемией, а линейка 1 сентября прошла, как обычно: десять школьников и пять педагогов никак не тянули на массовое скопление людей.

Снова урок. Захожу в кабинет биологии. По периметру класса — полки с рогами оленя, каспийским кораллом, «коробочками» лотоса, под потолком — гнезда ремиза и шершня. Экспонаты ребята собирали со всех уголков родного села вместе с учительницей.

— Грачева я по мужу, — смеется Светлана Ильинична, — приехала 35 лет назад в студотряд из Брянска, вот и познакомились. Не пожалела, что осталась. В школе дети умные, воспитанные: поступают в колледжи, институты, ни один ребенок мне не хамил. Это, наверное, потому, что мы в таком отдалении живем, своим мирком, тихо и без скандалов.

Шестиклассницы-близняшки Алия и Алина, сидя за первой партой, внимательно слушают учительницу. Биология — их любимый предмет.

— Куда пойдете дальше учиться? — спрашиваю девчонок, но они только смеются и пожимают плечами.

— Они у меня хорошистки, — с гордостью говорит мама двойняшек Надия Габитова, которая сама окончила Садовскую школу и трудится в сельской библиотеке. — Здесь же обучение, как бы сказать… тет-а-тет получается. В карантин дистанционка была, а у нас интернет дома плохой, так мы тетрадки Светлане Ильиничне прямо домой приносили.

— А в школе — хороший? — спрашиваю у директора.

— А как же! — Сергей Храмов показывает мне благодарственное письмо губернатора: в 2014 году садовцы выиграли областной конкурс и получили в подарок компьютерный класс.

— Мне позвонили из области: сколько у вас учеников?

— Десять.

— Как? В одном классе? — смеется директор, — в общем, теперь на каждого ученика у нас по два ноутбука.

А на каждого педагога в Садовской школе — по несколько предметов. Директор ведет физику, историю, информатику, его супруга Надежда — математику и английский, учитель биологии — химию, географию, ИЗО, физкультуру и пение.

— Кому что по душе, тот то и выбрал, — говорит Сергей Владимирович, — меня вон в позапрошлом году оштрафовали на 20 тысяч рублей за отсутствие второго иностранного языка. А где я его возьму? Попросили нашу учительницу по русскому и литературе вести немецкий, она его со школы знает. — Меня часто спрашивают коллеги: а как же вы и то, и другое, и третье — ну а что поделаешь? Я сюда приехал по распределению в 1985 году после астраханского пединститута, 62 ученика было, а в прошлом году уже 13, что дальше — неизвестно, уезжает молодежь, главная проблема — нет дороги. Парни у нас есть молодые, по 30 лет, спрашиваю, почему не женитесь, а они: «Девчата здесь жить не хотят». Дети, которые к нам в школу ходят, это уже третьи-четвертые в семье, а такого, чтобы молодожены, и вот они первого ребенка родили, завтра второго родят — такого нет.

«Почему не женитесь, парни?» — «Девчата здесь жить не хотят»

Дорогу садовцам обещают уже лет 20. Даже, кажется, был проект, назывались суммы строительства — около 300 миллионов рублей, но работы так и не начали.

— Наверное, и не начнут, говорят, денег нет, — делится доктор из местного ФАПа Иван Гетьман. — В этом году совсем не было у нас рожениц. И беременных нет, не хотят.

— Я хочу! — уверенно заявляет 26-летняя начальник почтового отделения Юлия Утигалиева. Она два года назад переехала в Садовое из шеститысячного Капьяра, купили вместе с мужем дом. — Мне здесь нравится: свое хозяйство, природа, тихо.

Единственный в школе выпускник, девятиклассник Дима Конкольский, тоже хочет вернуться в родное село, когда закончит академию МВД. Вот только полицейского участка здесь нет. В Садовом еще много чего нет, например церкви и кладбища. Памятник односельчанам, погибшим в годы войны, и тот приходилось переносить три раза из-за половодья. Так что хоронят садовцев в соседнем Капьяре.

В школьном коридоре Диму дожидается младший брат, второклассник Илья. Скоро ребята пойдут в ДК репетировать концерт ко Дню пожилого человека.

— Стихи рассказываем, сценки показываем, поем, зрителей собираем, у нас зал на 80 человек, — говорит директор ДК Наталья Федотова. — Пианино, правда, у нас нет, под компьютер поем.

— А грачи-то есть?

— Полным-полно! Вчера вечером кричали возле Волги. Они теперь часто остаются на зимовку. Но если улетают, то весной обязательно прилетят.

Тем временем

Учитель на миллион

Пятнадцать педагогов в Астраханской области начали работать с 1 сентября по программе «Земский учитель».

Педагоги пополнили коллективы сельских школ Ахтубинского, Володарского, Енотаевского, Камызякского, Красноярского, Приволжского, Харабалинского, Лиманского и Черноярского районов.

Учителя займут вакантные места преподавателей словесности, иностранных языков, биологии и географии, физической культуры, начальных классов и математики.

— Это для меня совершенно новый опыт: до этого я работала только в городских школах, но была приятно удивлена, — поделилась с «РГ» педагог английского языка Алла Костылева, которая переехала в Астраханскую область из Хабаровска и стала земским учителем в Осыпнобугорской школе Приволжского района. — В сельской школе атмосфера более домашняя, нет, так сказать, городского пижонства. Дети открытые и самое главное — хорошо подготовленные.

Каждому из земских учителей выплатят по одному миллиону рублей, деньги они получат до 1 декабря. Потратить миллион можно будет на любые нужды. Но по контракту учитель должен отработать в сельской школе не менее пяти лет. Если этот срок не соблюдается, педагог обязан вернуть миллион государству.

Планируется, что всего в программе примут участие 4,4 тысячи учителей по всей стране.



Источник: Интернет-портал «Российская газета»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок: