«Настали трудные времена. Люди боятся выходить из дома, школы закрыты, границы перекрыты. В тяжелом положении оказались учителя.
Все немного растерялись и погрузились в изучение новых образовательных форматов, необходимость которых диктует сама жизнь! Начну свой первый онлайн-урок с рассказа о моих предках — участниках Великой отечественной войны. Страшное время выпало на их долю, но они никогда не опускали рук: строили дома и создавали семьи, учились и работали, смеялись и шутили!», — пишет в своем эссе «Автограф Победы. О войне и мире на уроках русского» на ХХ Международный Пушкинский конкурс «РГ» русист из Португалии Елена Марочкина.
Елена работает преподавателем русского языка на острове Мадейра. В своем эссе педагог задается актуальным вопросом: как заинтересовать и настроить на работу учеников, которые не меньше взрослых в эпоху пандемии волнуются за своё будущее? Как успокоить и придать силы ребятам, чей привычный мир рушится на глазах?
Учитель считает, пример храбрости и выдержки военного поколения сейчас необходим нашим школьникам, как никогда. Свой урок Елена начнет с истории прадеда Якова Влохно. Он был родом из Черниговской области, в юности прошел Русско-японскую войну и за одно из сражений при Порт-Артуре получил Георгиевский крест. Тогда за боевые заслуги и за храбрость царь Николай II выделял субсидию и освобождал от дальнейшей службы отличившихся солдат с условием, что они отправятся жить на Дальний Восток, который в те времена был мало населён русскими и экономически не развит. Туда Яков отправился вместе со своей женой Таней.
«Когда я своим ученикам и иностранным студентам рассказываю, что поезд из Москвы до Владивостока идет почти неделю, у них всегда округляются глаза от удивления, — пишет педагог в своем эссе. — А теперь представьте их удивление, когда я им скажу, что мои прабабушка и прадедушка вместе с другими бывшими солдатами и их семьями ехали на волах два года через всю центральную Россию, Сибирь на Дальний Восток в Приморский край. В дорожных тяжёлых условиях люди жили: любили, смеялись, пели песни, помогали друг другу!», — описывает Елена историю многих российских семей.
Переселенцам пришлось вырыть землянки, выкорчевать десятки деревьев, разбить огороды. Шло время, и переселенцы обжили этот дикий край: построили дома, церковь и школу. «Когда началась Великая Отечественная война, прадедушке было уже за 60. Но он всё равно не смог оставаться в стороне, — делится семейными воспоминаниями русист. — Яков служил в тыловом взводе: подвозил патроны, боеприпасы, продовольствие на передовую линию фронта. Удивительно, но жизнелюбие и мужество помогли ему пройти и эту войну до конца!».
Сыновья Якова тоже последовали примеру отца и ушли защищать Родину. Николай воевал в пехоте, а Пётр (до войны работал учителем) — в артиллерии. «Когда разорвался снаряд рядом с дядей Петей, осколки попали ему в грудь. В госпитале большую часть смогли вырезать, а вот мелкие осколки так его всю жизнь и беспокоили. Он совсем рано умер. Но успел в школе выучить несколько поколений после войны, передать им чувство уважения и благодарности за подвиг народа, привить любовь к отечеству», — рассказывает Марочкина.
Елена Марочкина уверена, что, рассказав ученикам о военном поколении своей семьи, она передаст им ещё большее уважение к России. «Они поймут, что победа досталась нам тяжёлой ценой и что русский человек не прячется от трудностей — он их отважно преодолевает!», — заключает она.
Источник: Интернет-портал «Российская газета»