Ну что ж, российский студент переходит на «удаленку». Доцент кафедры зарубежной литературы Института гуманитарных наук и управления Московского городского педагогического университета и постоянный член жюри Международного Пушкинского конкурса для педагогов-русистов «РГ» Ирина Мурзак согласилась вести дневник на нашем сайте. Мы назвали его «Как я читала лекции на карантине или Дневник преподавателя: «Русская литература не боится коронавируса».
Филолог будет рассказывать и про тайны мировой литературы, и про то, как ее студенты встретили эту возможность — испытать на себе дистанционное обучение. Говорят про него давно, но вот каково это психологически: отвечать скайпу и слушать педагога, вещающего в монитор, некоторые студенты-очники оценят впервые.
«Дорогие мои, — пишет Ирина Ивановна у себя в Facebook. — Начинаем усердно учиться дистанционно. Особенно это удобно тем, кто регулярно прогуливал! 🙂 Помимо платформы МГПУ Дистант, буду в группы высылать мои лекции и задания. Желающие могут пройти предварительный зачет по теме, прислав мне на личную почту презентацию. Если есть вопросы, пишите на почту, или в часы лекций по скайпу. Я открыта для Вас. Отличного настроения, здоровья! И учиться, учиться…».
И судя по боевому настрою преподавателя, о том, что можно будет «задвинуть» лекцию или семинар, речи не идет. Для того, чтобы «прогулять» онлайн-консультацию, нужно придумать какие-то уж слишком экзотические причины: айфон и другие девайсы, обеспечивающие связь с педагогом, всегда с тобой!
Ирина Мурзак. День первый.
«Дневник чумного города»
Сегодня первый день, когда наш вуз принял решение уйти на карантин. Студенты сразу откликнулись, что готовы работать в любом формате, а их на самом деле много: почта, скайп, ФБ, Вацап, телефон, наконец (Да! Да! Есть у нас те, у кого телефон без камеры).
Интересно, что самый большой отклик по Дефо вызвал не роман «Робинзон Крузо», как это бывает обычно, а «Дневник чумного города». Это почти отчёт об опыте человеческого выживания во время Великой Чумы. Действие происходит в Лондоне, в 1665 году. И Дефо прилагает немало труда к тому, чтобы достичь эффекта правдоподобия. Например, описание сопровождается статистическими таблицами с числом погибших, и обсуждением достоверности различных сообщений и анекдотов, якобы полученных рассказчиком.
Ко времени 🙂
И сразу назвали тексты Камю, Маркеса, Пушкина, Боккаччо, Лондона про чуму!
У меня сегодня три пары: на первом курсе — русская литература — «Война и Мир» Л.Н. Толстого, у второго — история театра «Русский Мольер» А.Н. Островский, у третьего — зарубежная литература — Эпоха просвещения.
Все материалы у меня уже были, поскольку к лекции готовлюсь не как студенты, заранее. Дистанционная образовательная платформа у вуза есть, но студенты еще плохо ею владеют. Все подробности: https://www.mgpu.ru/mgpu-perehodit-na-distant/
Главное — не ссылаться на проблемы, а включаться в работу. На ФБ на мой пост откликнулись практически все студенты. Их у меня не так много: штучный товар, актеры.
«Войну и мир» мы изучаем монографически. «Анну Каренину» через призму интерпретаций: иллюстрации (Врубеля, например), экранизации и театральные версии.
«Отец Сергий» — подробный анализ через призму разных методов: биографический, типологический, семиотический, интерпретационный. Поскольку это единственный текст, который они перечитают уж точно!
Прошу помнить, что часов у меня на всю русскую литературу — 72, из них часть только аудиторные. На всю!
У моих студентов нет курса теории литературы, поэтому каждую пару мы готовим свой тезаурус в форме презентации. Вот например, к занятию по «Анне Карениной» студенты получили задание приготовить небольшое сообщение о литературоведческих понятиях «Символ-знак-образ» и «Категория автора».
У тех, кто, кроме студентов Ирины Мурзак, интересуется русской и зарубежной литературой, есть возможность послушать лекцию «Война и мир. Главные герои и темы романа» на YouTube.
Ее читает директор Государственного музея история российской литературы имени Даля Дмитрий Бак, но и Мурзак в занятии принимает участие.
Источник: Интернет-портал «Российская газета»